Источник: Fastcompany, русский текст – при поддержке Executive MBA
Хакатоны (слово образовано сочетанием слов «хакер» и «марафон», это форумы разработчиков программного обеспечения, на которые съезжаются специалисты из разных областей), длящиеся несколько интенсивных дней с литрами кофе, уже вошли в обычную практику в различных уголках делового мира. Они считаются священной традицией в Силиконовой долине, и даже старые представители, такие как GM GE, прибегают к этим собраниям. Хакатоны стали популярны и в исследовательской отрасли, а также в отрасли образования.
Хакатоны – забавное мероприятие, это квазиобщественная возможность поработать над чем-то важным с умными и заинтересованными людьми. Для компаний и университетов – это быстрый относительно недорогой способ поощрить сотрудничество, генерирование идей и добиться публичности. Но они очень редко приводят к появлению каких-то реальных долгосрочных блестящих инноваций.
Инновация – это обычно путешествие, направленное на открытия и решение проблем, которое обычно превращается в медленный процесс, требующий терпения и дисциплины. Хакатоны со своим лихорадочным темпом, ограниченным форматом и культурой «победитель берет все», не только не отвечают требованиям инновации, но и существенно препятствуют им. Вот почему практически нет доказательств тому, что хакатоны ведут к серьезному успеху на рынке.
Один из основных недостатков хакатонов заключается в том, что они очень далеки от реальности. Формула достаточно стандартна: собрать разные команды в непривычной обстановке, снабдить их материалами, чуть более увлекательными чем те, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни. Затем дать им стоящее задание, где будут приниматься все идеи. В этом, конечно, есть настоящие плюсы, так как, попадая в различные ситуации, люди начинают смотреть на проблемы с другого угла. Новые пространства и нестандартные материалы могут стимулировать креативное мышление.
Однако «решение» проблемы в вакууме – это потеря времени и денег. Когда у участников хакатона нет нужных контекстуальных знаний и технической экспертизы, они выдают нежизнеспособные и неизобретательные идеи. Хуже того, эти «недоброкачественные» тенденции остаются нераспознанными за короткое время мероприятия.
На хакатонах задания обычно группируются искусственно, а исследования сводятся к тому, что удается сделать в аудитории или через интернет. Очевидно, что в таких условиях сложно провести исследование рынка или с умом решить кейсы и применить финансовое моделирование, не говоря уже о рассмотрении побочных эффектов какого-либо выдвинутого предложения.
Спустя какое-то время станет очевидно, что несколько конкурентов уже реализуют выдвинутую идею или что клиенты уже ранее отказывались от подобной идеи или что компания не в состоянии произвести прототип, который бы отвечал техническим требованиям.
Все, кто работает с инновациями знают, что речь идет об утомительной работе, когда нужно взять перспективную идею и заставить ее работать – технически, юридически, финансово, культурно и экологично. Ограничения очень сильно толкают инновации вперед, но может потребоваться достаточно много времени для преодоления этих ограничений.
Кроме того, хакатоны создают ложное чувство успеха. На каждом хакатоне объявляются победители и вручаются награды. Но что, если ни одна из идей не была достаточно хороша? Получается, что это не имеет значения.
Если не хакатоны, то что?