Данную статью написала Лесли Брокау, специалист в области менеджмента для журнала школы управления MIT Sloan.
Работа на компанию, которая занимается экологически рациональными делами, - огромный стимул. Сотрудники стремятся не только к высоким зарплатам, но и к возможности проявить свою креативность на работе, особенно для компании, которая уделяет внимание окружающему миру и интересуется мнением своих работников. А это, в свою очередь, толкает компании на экологически чистый бизнес. Но не только благотворительные компании, как Sinclair, заинтересованы в данных возможностях. Разговор с 70 менеджерами выявил следующие результаты: 57% компаний частного сектора ожидают, что заинтересованность сотрудников в экологических вопросах стимулирует работу организации. Одна треть компаний (37%) подчеркивают экологическую направленность организации еще при наборе сотрудников. И 43% компаний считают сотрудников участниками процесса создания продукции или технологий по вторичному использованию и переработке.
Несмотря на то, что компании получают выгоду от подобного настроя работников, им все равно приходится сталкиваться с некоторой степенью риска.
Первая волна: привлечение и сохранение. По словам Питера Шварца, соучредителя и председателя Глобал Бизнес Нетворк, особое внимание вопросам экологической направленности надо уделять при наборе сотрудников. «Один из моих работников решил повысить квалификацию, сейчас он получает степень магистра делового администрирования и специалиста в области экосистем в Стэнфорде. Я задал ему вопрос: «Как обстоят дела с образованием?», на что он ответил: «Половина учащихся хочет работать в «зеленых» организациях, а вторая половина – в инвестиционном банковском деле».
Компании, которые четко обрисовывают перспективы экологически рационального бизнеса, сразу заручаются поддержкой своих сотрудников. К такому выводу пришла профессор Гарвардской бизнес-школы Ребекка Гендерсон, когда изучала стоимость экономии энергии. Несмотря на то, что у большинства организаций затраты на энергию составляют 3%, когда компании придают данному вопросу не только финансовую значимость и стремятся экономить энергию, снизить потребление воды, они отвечают интересам сотрудников и задают тон их работы. Подобные действия помогают компаниям набрать действительно хороших квалифицированных сотрудников.
По данным опроса 35% респондентов заявили, что экологически рациональные коммуникации принесли бы огромную пользу взаимоотношениям организации с потребителями, и 16% опрошенных уверены, что «зеленый» бизнес оказал бы положительное влияние и на взаимоотношения с сотрудниками.
Вторая волна: развивать инновации и повышать производительность.
Кристина Пейдж, директор климатической и энергетической стратегии в компании Yahoo!, Inc заявила, что внедрение в компании стратегии климатических изменений может оказать гораздо больший эффект, чем кажется на первый взгляд. Когда она рассказывала бухгалтерам об имеющейся в компании экологической стратегии, они очень положительно реагировали: «Я так рад, что мы это делаем. Я так счастлив, что работаю в такой компании». Когда она передавала ту же информацию инженерам, они были впечатлены тем, что являются частью подобного процесса. Экологический подход изменил и внешний вид интрнет-страницы Yahoo! – все чаще появляются элементы природы. Сотрудники информационного центра также участвуют в экологическом процессе. Для них было бы оскорблением отсутствие возможности приложить все усилия для разрешения данной проблемы.
«Люди стремятся к возможности заниматься профессиональной деятельностью, которая была направлена на создание экологически чистого мира», - говорит профессор школы управления MIT Sloan Джон Стерман. – «Людей уже не устраивает существовавшая ранее идея: «Я иду на работу в корпорацию, которая оказывает негативное влияние на окружающую среду, и никак не способствует экологическому развитию. А в свободное время я трачу заработанные деньги на хорошие дела». Люди больше не придерживаются такой позиции».
В сложившейся ситуации компаниям необходимо отвечать ожиданиям сотрудников. По словам Джефри Холлендера, соучредителя и исполнительного директора компании Севенс Дженерейшн, работники должны быть постоянно осведомлены о происходящем – если вы рассказали о девяти пунктах, но утаили какую-то информацию о десятом, сотрудники почувствуют недоверие и неуважение к себе. Но надо быть готовым также признавать свои ошибки, если вам не удалось удовлетворить ожидания работников.
Огромным препятствием для организации в реализации экологических стратегий являются устаревшие модели и перспективы экологически рационального ведения дел. Согласно опросу 23% респондентов видят в этом основное препятствие. Аналогичное наблюдение сделал и Джон Хофмайстер, когда был президентом компании Shell Oil Co, откуда он ушел на пенсию в 2008 году. По его словам, достаточно сложно предоставить всем необходимый уровень знаний и объяснить суть дела, так как всегда были и есть люди, которые скептически относятся к экологическим вопросам в бизнесе. Они никогда не поймут ценности и значимости этих вопросов.
Но кто должен нести ответственность за разрешение экологических проблем в компании. По этому вопросу не существует единого мнения. 40% менеджеров утверждают, что все сотрудники ответственны за разрешение экологических проблем. 23% считают, что ответственность должна нести корпоративная или кросс-функциональная группа, по мнению 17% - руководители исполнительного уровня и около 8% считают, что в каждом подразделении должна быть соответствующая группа.
Компании должны предоставлять людям больше возможностей реализовывать свои креативные новаторские идеи, и ни в коем случае не загонять их в рамки.