Платформа массового финансирования.
В конце прошлого года гонконгская фирма Grow VC решила провести в жизнь инициативу, основанную на транспарентном глобальном общественном финансировании стартапов. Она нацелена оказывать помощь стартапам, чьи нужды варьируются от 10 000 до 1 миллиона долларов, компания собирает с участников членские взносы, 75% из которых помещаются в общий фонд. После фонд проводит инвестирование перспективных стартапов участников (некоторые прошли обучение в бизнес-школе). Инвестициями управляет сама Grow VC, но члены могут контролировать, куда пойдет их часть вклада, таким образом, у них есть возможность поддерживать стартапы, которые, по их мнению, имеют наибольший потенциал. Клиенты компании Grow VC могут следить друг за другом через Интернет, как на Twitter, где отражаются их репутация и стаж. Если стартап провалился, то фонд самостоятельно покрывает убытки. Но, когда стартап процветает, 75% доходов выплачиваются основным участникам в качестве комиссионных.
Компания объясняет: «Мы намерены наладить традиционную непроницаемую систему финансирования стартапов. Grow VC предоставляет платформу и инструменты для реализации целого процесса с момента запуска идеи в более структурированном виде, тем самым делая возможным не откладывать открытие стартапа».
Взносы зависят от намеченных доходов и инвестиций. Начальная цена финансирования для вкладчиков – 20 долларов США в месяц, но эксперты, надежные партнеры и бизнес-спонсоры платят больше.
К январю Grow VC уже набрала более 700 зарегистрированных пользователей. Может, стоит присоединиться…?
Покупки на всеобщее обозрение.
В последние годы мы уже наблюдали тенденцию к социальному шоппингу в разных формах. Например, китайский сайт TeethYou, на котором шопоголики выставляли напоказ свои самые любимые покупки. Новой сенсацией стал сайт Blippy, благодаря которому покупки пользователей автоматически демонстрируются во всем мире в реальном времени.
Сайт Blippy, родившийся в Калифорнии, позиционирует себя «как забавный и легкий способ посмотреть, что покупают другие». Друзья могут следить друг за другом, если они выберут соответствующую функцию, им будут приходить сообщения о всех последних покупках «френда». Пользователи также могут комментировать покупки и отмечать, нравится им вещь или нет. Каждый клиент решает, какие категории покупок его интересуют, например, пользователь может выбрать такие разделы, как iTunes, Amazon, Netflix и Blockbuster, или отметить, что его интересуют покупки, сделанные через кредитную карту, дебетовую карту или банковский счет. Они также могут сохранить в секрете какие-то покупки, отметив их как «non-Blippy».
Безусловно, возникают вопросы о приватности в использовании Blippy, хотя сайт утверждает, что для защиты пользовательской информации используются «сверхъестественные» программы. Потенциальная прибыль очень заманчива. Помимо того, что компания намерена добиться взносов со стороны продавцов, которые упоминаются в общем потоке, Blippy также нацелена повысить транспарентность, предоставляя обзоры и сравнения. То есть: «Представляете, если бы могли вам сказать, что вы переплачиваете за членство в спортзале, по сравнению с вашими друзьями», - предполагает компания. Так что, следите в оба!
Толпа в поисках автора.
Еще в 2008 году продавцы издательского дома HarperCollins запустили инициативу Authonomy в попытке отобрать людей, которые бы могли помочь определить следующий бестселлер. Предполагая, что концепция уже устарела (такого мнения придерживается и Международная бизнес-школа Executive MBA ГУУ), новый голландский сайт объединился не с одним, а с тремя издателями, чтобы сделать «массовую» попытку определить, что стоит публиковать дальше.
Страстные писатели бесплатно регистрируются на сайте TenPages и публикуют первые 10 или более страниц из своей книги. Страницы теперь выставляются напоказ основным акционерам сайта, которые могут купить до 200 акций любой книги по 5 евро за акцию. Этот принцип помогает им продвинуть своих любимчиков в собственных социальных сетях. Если книга продала 2 000 акций (набрав 10 000 евро) за четыре месяца, она остается активной на сайте, и после издается одним из партнеров TenPages, то есть Pearson, The Workers Press или The House of Books. Автору платят 1 000 евро с первоначально полученных денег, а остальное идет на публикацию и продвижение окончательного варианта книги. У автора есть восемь месяцев, чтобы написать том с помощью профессионального редактора.
За книги, которые не продают 2 000 акций в течение четырех месяцев, инвесторы получают 80% своих денег назад. Сайт принимает работы практически всех жанров, за исключением научного. За опубликованные книги авторы получают роялти в 10%, а издатели – 30%. В течение четырех лет акционеры получают 10%, которые распределяются в зависимости от количества купленных ими акций. Кроме того, на обороте книги появляются имена тех, кто помог найти автора.
Что ж, получается, это новая модель издания? Время покажет!
Прослушать