Технология или антропология?

Технология или антропология?

Представьте, что вы подходите к банкомату, вставляете карту и начинаете проверять свой баланс, прежде чем ввести ту сумму, которую вы хотите снять со счета. Пока вы это делает, вокруг вас собирается толпа людей и смотрит вам через плечо. Некоторые из них – ваши друзья, родственники, знакомые, а некоторых вы даже не знаете. Неприятная ситуация, верно? Несмотря на то, что банкоматы располагаются в общественном месте, они предназначены для частных операций. Если кто-либо, даже кого вы знаете, начнет влезать в вашу финансовую деятельность, вам это вряд ли понравится.

Это, конечно, крайний сценарий, но он наталкивает на мысль, что не всегда стоит все делать с друзьями, однако социальные сети, видимо, придерживаются противоположного мнения. За последние несколько недель технологический мир сделал огромный шаг вперед к тому, чтобы преобразовать ваш мир в еще более социальный. Google Buzz появился на свет и сразу вызвал бурю противоречивых реакций, поскольку он автоматически присоединял людям электронные адреса их знакомых на всеобщее обозрение, не спросив заранее согласия клиентов. Buzz социализирует и другие услуги, например, Reader – любой может проследить, что вы читаете. Другими словами, Google собирает о вас всю информацию через свои услуги и создает отдельную социальную экосистему, которой пытается управлять. Сразу после Buzz компания Microsoft произвела на свет Outlook Social Connector, который будет соединять Outlook с уже существующими платформами, как, например, Linked In.
Несмотря на то, что это абсолютно разные подходы компаний (Google Buzz расценивается как конкурент Facebook и Twitter, а Outlook Social Connector нацелен расширить возможности Outlook), обе попытки свидетельствуют о наличии невероятной тенденции к социализации наших действий – подтверждают бизнес-школы со всего мира. Это очень важная тенденция. В самом деле, некоторые вещи лучше делать сообща. Например, мне очень нравится сеть Slideshare, которая «социализирует» презентации и документы. Эта услуга и ей подобные сокращают секретность информации и в некоторой степени снимают табу на интеллектуальную собственность. Это разрушение, но разрушение, которое может быть выгодным как для обладателя, так и для пользователя.

Но по мнению пользователей Google, не все должно быть общественным. Лиза Сперлинг, работающая в Scout Labs (компания, отслеживающая социальные сети), обладательница степени MBA, недавно написала: «Помогите! Ни с того ни с сего куча незнакомцев стали следить за моим GReader’ом! Мне так нравилась эта услуга, пока Buzz не убил ее!» Она не одна такая. Многие пользователи были разочарованы внедрением в частную жизнь, за что Google принес свои извинения.

Будем честными. Это не технологическая проблема, а антропологическая! Компаниям, которые стремятся получить выгоду от социальных технологий, нужно лучше понимать людей и культуру, если они хотят расширить свои услуги.
Но есть и положительные новости: пока развивается тенденция к «социальному перенапряжению», такие проворные компании, как Google, могут помочь нам определить, насколько мы готовы посвятить других людей в свою личную жизнь, и подумать, кто от этого выиграет. На наших глазах испробовали гипотезу о том, что все лучше делать вместе со своими «друзьями». Рынки по всему миру могут абсолютно по-разному реагировать на эту гипотезу. Однако становится очевидно (и многие опрошенные студенты Executive MBA подтверждают), что есть вещи, которые не должны стать общественными. Это понимание в большей степени повысит качество социальных сетей. По мере прогресса социальных технологий будет расти значимость важных взаимодействий, а не просто общения с друзьями.

Статья подготовлена на основе материалов из блога специалиста в области цифрового маркетинга, вице-президента компании Edelman Digital Дэвида Армано на сайте Гарвард бизнес ревью

Прослушать



Скачать этот подкаст Аудио (3.9 Мб / 4:18
MP3, 128 kbps)