Обычно корпоративный успех или провал зависит от того, насколько ты лучше производишь и продаешь продукцию, по сравнению с конкурентами. Однако в технологической сфере, где идет эпическая битва за компьютерные технологии, успех определяется абсолютно другими факторами. Победителем станет тот, кто лучше перенесет боль от того, что кто-то пытается бесплатно раздать продукцию, которую он производит.
Microsoft, Google и Apple хотят доминировать в новом поколении технологий – подобно Microsoft и Intel в предыдущем поколении (подтверждают американские бизнес-школы). У каждого из них собственная сфера деятельности, и главная цель – защитить свою сферу и подорвать чужую.
Microsoft прекрасно овладел этой стратегией в 90-х годах прошлого столетия, когда многие делали абсурдные предположения, что браузер, который продавала компания Netscape, каким-то образом пошатнет основы Microsoft (согласна Международная бизнес-школа Executive MBA ГУУ). Биллу Гейцу потребовалось совсем немного времени, чтобы отреагировать: он сказал нескольким сотням из тысяч своих программистов, чтобы они поторопились с Internet Explorer, который станет бесплатным. Microsoft знает, как писать качественные программы, когда ему нужно. Netscape отошел на задний план.
Не так давно Google усовершенствовал правила игры. Компания известна своим мировым бизнесом рубричной рекламы, она ежедневно продает место для нескольких строчек текста на 3 миллиарда вопросов. Для этого бизнеса Google построил информационный центр, где электричества требуется столько же, сколько и на целый город, а скопище компьютеров напоминает муравейник.
Установив информационный центр и приведя его в действие, компания осознала, что с помощью компьютеров можно реализовать и дополнительные функции. Вот почему Google смог практически за бесплатно выставить интернет-версию программы, похожей на Office, с которой Microsoft получает почти 60% прибыли. И все же Office не испарился, подобно Netscape, но неопровержимым остается тот факт, что блистательные дни Office уже позади.
То же самое Google делает и с Apple (поддерживают выпускники программы Executive MBA). Помимо огромного количества компьютерных серверов, у Google в изобилии и блестящие программисты. В компанию стремятся выпускники элитных заведений с факультетов компьютерных наук. Microsoft же воспринимается как пережиток прошлого, а Apple некоторые программисты считают подобием Sony, ориентированным больше на дизайн, а не на сложную работу с программами.
В Google работают программисты, создавшие мобильную операционную систему Android, которую может получить любая желающая компания по производству сотовых телефонов. Такие компании, как Motorola и Samsung, накинулись на возможность получить за бесплатно то, что может принести миллионы долларов. Теперь Google с радостью наблюдает за тем, как андроидные телефоны начинают занимать все более твердые позиции, по сравнению с iPhone, на рынке мобильных телефонов.
Сможет ли Apple ответить тем же и нанести ущерб Google? Некоторые недавние приобретения наталкивают на мысль, что он движется именно в этом направлении. Может быть, создание аналогичного поисковика масштаба Google все еще остается рискованным шагом, но всегда легче попробовать что-то вторым, так как есть возможность поучиться на ошибках Google.
Несмотря на недавние заявления о безразличии, у Стива Джобса определенно есть ресурсы, чтобы попробовать – в том числе 32 миллиарда долларов наличными, на миллиард больше, чем у Google. Он мог бы сразу вставить свой поисковик в iPhone и iPad и, таким образом, получить преимущество, которого нет у Microsoft.
Даже если Apple и не поставит себе целью создать поисковик, компания очевидно заинтересована доходом, который Google получает с рекламы. Недавно Apple объявил о новой системе, которая позволит разработчикам приложений для iPhone и iPad внедрять рекламу в продукцию. Конечно, Apple пойдет часть прибыли, точно также как от продажи треков на iTunes.
Вот такое будущее: компании используют лишние мощности, чтобы навредить сопернику. Чтобы во всем разобраться придется ненадолго превратиться в Шерлока Холмса и искать не собаку, которая не лает, а продукт, который по-тихому отдают.
Статья основана на материалах сайта www.forbes.com