Страхование жизни не купишь

Страхование жизни не купишь

Источник: «The Economist»

Для страховщика нет перспективнее места, чем Азия.

Давнее выражение «Страхование жизни не покупают – его продают» как нельзя больше относится к азиатским операциям по страхованию жизни AIA компании AIG, которая уже третий раз в этом году пытается продать свои подразделения. Листинг был одобрен в Гонконге 21 сентября, встречи с крупными институциональными инвесторами начались 27-го, а открытая эмиссия ожидается 29 октября.

Если сделка пройдет успешно, то это будет достижение, учитывая, насколько нелепо до сих пор действовали американские страховщики и правительственные руководители по вопросам распространения своих азиатских операций (поддерживает Международная бизнес-школа Executive MBA ГУУ). Первая попытка внести в список AIA была предпринята в марте, когда AIG согласилась продать свое подразделение британской страховой компании Prudential. Сделка, намеченная на июнь, не состоялась, так как Prudential не смогла найти денег для оплаты.

Та же участь преследовала и попытки компании AIG продать свои операции по страхованию жизни в Тайване. О сделке объявили в октябре прошлого года, а в августе этого года ее расторгли из-за того, что у покупателя, имевшего финансовые и потенциальные связи с материковым Китаем, вступил в конфликт с тайваньскими регуляторами. Две неудавшиеся сделки породили неуверенность среди клиентов и потенциальных потребителей – это особенно неблагоприятная ситуация, учитывая, что стабильность и уверенность – это два неотъемлемых требования для страховой компании (подтверждают учащиеся на программе Executive MBA).

Для получения гарантий того, что в этот раз листинг AIA пройдет, были предприняты чрезвычайные меры. AIG наняла 11 инвестиционных банков в качестве «регистраторов» и еще четыре банка в качестве «глобальных координаторов» для того, чтобы они возглавили продажи. Благодаря участию крупных инвестиционных банков, снижается вероятность того, что какой-либо аспект сделки подвергнется критике аналитиков. В данном случае интересы банков пересекаются с интересами клиентов, поэтому спрос на акции повысится лишь незначительно. Ситуацию усугубляет тот объем компенсации, который необходим, чтобы удовлетворить все эти банки, следовательно, может быть, придется сделать эмиссию более масштабной, а цены понизить (предполагают Школы делового администрирования). 

Подобные изворотливые шаги не подкрепляют перспективного продукта, который продается. Поскольку AIG пытается компенсировать суммы налогоплательщикам, компания может воспользоваться замечательной коллекцией активов в Азии. Два ее японских подразделения должны быть вскоре проданы американской фирме Prudential Financial, но AIA – это главное достояние. Это ведущая компания по страхованию жизни в Гонконге, Сингапуре, Таиланде, Филиппинах, Макао и Брунее, самая большая компания по страхованию жизни в Китае, входит в тройку ведущих страховщиков в Индонезии. В Малайзии шутят: когда на свет появляется ребенок, с ним же появляется и страховой агент AIA, чтобы предложить услуги, связанные с финансированием образования.

Все эти операции полностью принадлежат компании AIA, и вряд ли кому-то удастся занять аналогичные позиции в Малайзии, Таиланде, Индонезии и Китае. Ни у одной страховой фирмы нет такого масштаба. Процветающая Азия открывает удивительную возможность для компаний, которые предоставляют инвестиции через продавцов.

Именно масштаб этой возможности помогает понять, почему в период неустойчивости AIG продолжает процветать. Ожидается, что в этом фискальном году операционная прибыль превысит $2 миллиарда – это рекорд. Доход, наверное, повысится на 14% - сильный показатель, даже несмотря на то, что у некоторых соперников – в частности, у китайской фирмы по страхованию жизни, показатель вдвое больше.