Большинство людей уверены, что планирование приносит плоды, именно поэтому его используют передовые компании. В немецко-говорящей среде большинство компаний относится к среднему и малому бизнесу. Этот важный сектор экономики ограничен отсутствием профессионального подхода к стратегическому планированию. Несмотря на то, что в последние 20 лет образование в этой области повысилось, компании все равно не так сильно продвинулись.
Профессор Себастьян Райхе из бизнес-школы IESE вместе с коллегами Сашей Краус из Университета Лихтенщтейне и Клаусом Даймель из Боннского университета решили исследовать, как часто используется стратегическое управление в немецко-говорящем мире, а также проследить связь между этой процедурой и корпоративным успехом в этих компаниях.
Авторы определяют стратегический менеджмент и стратегическое планирование как попытку подготовиться к будущим возможностям, а также предусмотреть динамику и сложность окружающей среды. Суть заключается в том, чтобы подготовиться к будущему, а не предсказывать его.
Для того чтобы получить ответы на интересующие их вопросы, авторы провели эмпирическое исследование, опрос 1000 компаний, относящихся к малому и среднему бизнесу в Германии, Австрии и Швейцарии. Опрос проводился среди топ-менеджеров или владельцев компаний, так как обычно именно они несут ответственность за стратегическое планирование. У опрашиваемых компаний было менее 50 сотрудников, а денежный оборот был менее 5 миллионов евро, что отвечает критериям малого бизнеса в соответствии с определением ЕС.
В результате, авторы выяснили, что планирование (хотя и высоко оценивается менеджерами и владельцами) не так широко используется в малом и среднем бизнесе, в большинстве случаев, просто потому что на него не хватает времени. Однако, авторы не нашли четкой связи между стратегическим планированием и будущим успехом компании.
Еще в 80-е годы проводились подобные исследования в этой области. В соответствии с прошлыми исследованиями, чем больше компания, тем вероятнее наличие стратегического планирования, малые компании не могут себе этого позволить. Поэтому неудивительно, что средний и малый бизнес, в основном, негативно относится к планированию – поступают жалобы, что стратегические инструменты разрушают их способность импровизировать, кроме того, планирование отнимает драгоценное время и зачастую оно бюрократизировано. Обычно подобное отношение объясняется отсутствием знаний в области и переоценкой своих возможностей. С другой стороны, они считают, что их небольшой размер придает им гибкость и дает возможность специализироваться в определенных нишах отрасли.
Но изменилось ли что-то со времен прошлого опроса? Несмотря на то что 75% компаний считают планирование важным или очень важным, половина из них не использует этот метод. Около 63% меньших компаний не планирует, по сравнению с 12% более крупных компаний. Наличие планирования зависит и от того, управляет ли компанией владелец, так как в таких компаниях вероятность планирования очень низкая.
Исследователи попытались выявить основные мотивирующие факторы и барьеры на пути стратегического планирования в немецко-говорящем мире. 89% респондентов сказали, что планирование помогло бы доходам компании. Но больше половины компаний, которые не планируют, заявили, что они просто не имеют опыта в этой сфере. Но основным объяснением стало отсутствие времени – менеджеры считают этот процесс менее необходимым, по сравнению с ежедневным бизнесом.
Является ли такое отношение к планированию проблемой? Некоторые пункты исследования выявили прямую связь между планированием и корпоративным успехом, большинство исследователей и авторов рассматривают стратегическое планирование как положительный опыт.
Авторам в ходе исследования не удалось найти прямую связь между использованием стратегического планирования и рентабельностью собственного капитала или ростом доходов. Но отсутствие подобной связи может быть отчасти результатом методологических сложностей.
Кроме того, авторы настаивают на необходимости стратегического планирования и утверждают, что, вероятно, для среднего и малого бизнеса необходимы специальные инструменты, которые бы облегчили использование планирования.