Источник: npr, русский текст – при поддержке Executive MBA
Что нам известно о семейном бизнесе? В США на семейный бизнес приходится примерно более половины экономической деятельности. Это действительно так, даже, несмотря на то, что большинство – малый бизнес. В Южной Корее некоторые семейные бизнесы огромны. Несколько семейных конгломератов доминируют в экономике, что вносит некий дискомфорт для корейцев.
Подобные компании известны как «чеболи». Самый крупный чеболь был основан еще как деревенский магазинчик в 1938 году. Сейчас им управляет та же семья. Называется корпорация Samsung. Место рождения Samsung Electronics находится в часе езды от Сеула, это цифровой город со своим Музеем инноваций. Название компании означает «три звезды», они были в старой версии логотипа. Это три желания основателя: он мечтал о большой сильной и вечной компании. И вот, почти столетие спустя его мечта сбылась.
Сейчас Samsung – это не только электроника, это и крупнейшая компания по страхованию жизни в Южной Корее, этот же конгломерат включает в себя компании фэшн-индустрии и производственные компании. Именно этим размахом чеболи отличаются от крупных семейных американских компаний, вроде Walmart. В Южной Корее более 40 чеболей, среди которых такие известные бренды, как Hyundai и LG. В прошлом году четыре крупнейших корпорации обеспечили две трети южно-корейской корпоративной прибыли. Lotte group – одна из крупнейших: у нее есть как небольшой торговый центр Lotte World, так и множество других филиалов – строительных, химических компаний; они также производят десерты, управляют развлекательными парками. Рядом с торговым центром располагается новомодный небоскреб Lotte. Он возвышается над линией горизонта Сеула. В небольшом аэропорту неподалеку были вынуждены изменить маршрут движения самолетов для обхождения этого небоскреба. Сами корейцы начинают злиться из-за того, что подобные компании получают слишком много привилегий.
Удивительно, что в самой Корее гораздо меньше корейских бакалейщиков с натуральными продуктами высокого качества, чем в Соединенных Штатах. Корейские предприниматели, кто не работает на чеболи или правительство или академии, стараются уехать из страны, потому что им сложно не только заработать деньги, но и получить хотя бы разрешение на работу в невероятно бюрократичной стране.
Все соглашаются с тем, что чеболи сыграли очень ценную роль в развитии Южной Кореи. Во второй половине 20-го века они помогли стране поднять экономику до уровня высокоразвитой экономики. Корейская экономика была небольшой и достаточно примитивной, а у чеболей был доступ к капиталу, к импортируемым технологиям, а самое главное – к людям с креативным мышлением. У них была возможность вкладывать деньги и усилия, инвестиции в различные сферы и смотреть на результаты.
Дело не в том, что бытует негативный настрой против семейных компаний, это настрой против компаний, которые настолько громадные и доминирующие, что они перетягивают на себя все возможности и убивают предпринимательский сектор. Тем не менее, ветра перемен пока не чувствуется: совсем недавно семейная корпорация Samsung получила одобрение на слияние двух своих компаний, что лишь усилит их семейное влияние и общее привилегированное положение чеболей в Южной Корее.