Рецессия переопределила логистику

Рецессия переопределила логистику

Источник: «Logistics Viewpoints»

Теперь и логистика попала под категорию, где прошлые действия не гарантируют будущих результатов – это влияние рецессии или результат длительного развития?

«Что привело вас сюда, не приведет никуда больше» - это название бестселлера Маршалла Голдсмита о том, как успешные люди могут стать еще более успешными. То же самое можно сказать и о компаниях и их сетях цепей поставок, процессах и технологиях. Многие компании добились успеха, несмотря на плохой обзор и контроль над своими цепями поставок, устаревшую и негибкую систему информационных технологий, отсутствие целостной перспективы сквозных процессов и т.д.

Однако стандартное утверждение, которое часто появляется в литературе об инвестициях, также действует и по отношению к цепям поставок и логистике: действия в прошлом не гарантируют результатов в будущем (убеждены выпускники программы Executive MBA).

Это происходит, потому что компании столкнутся с новыми и более комплексными проблемами в последующие годы: в транспортной инфраструктуре возникнет больше затруднений, цены на топливо останутся непостоянными, потребители будут ожидать более точных и узких временных границ доставки, стареющее население будет сковывать рынок труда, бурно будет развиваться мобильная торговля, будет расти мировая торговая деятельность, а вместе с ней и расходы и сложности, станет больше источников финансового и операционного риска, «зеленые» инициативы будут оказывать большее влияние на сеть цепей поставок. И на этом список не заканчивается.

Это «новая нормальная» среда, в которой мы живем и работаем? Этим вопросом экономисты и аналитики задавались последние несколько лет в разгар глобальной рецессии. Главным образом дискуссия идет о том, изменит ли рецессия навсегда образ деятельности компаний, потребителей, правительств и всех, связанных с мировой экономикой, благодаря которому они двигались дальше.
А что, если рецессии и вовсе не было? Говорили бы мы сегодня о «новой нормальной» среде?

Наверное, не так много, но суть заключается в том, что «новая норма» не вызвана рецессией. То, где мы сегодня находимся – это продукт длившихся десятилетиями изменений – экономических, политических, социальных, технологических и т.д. – это точка в огромном временном отрезке, но не результат единичного события (подтверждает Международная бизнес-школа Executive MBA ГУУ).

Однако рецессия заставила компании поставить под вопрос свой статус-кво, она заставила их перейти с того, «как мы привыкли делать дела» на то, «как нужно делать дела» в ответ на определенные рыночные реалии и тренды.

Очевидно, сегодня управляющие цепями поставок и логистикой сталкиваются с более комплексной, проблематичной и динамичной бизнес-средой, чем когда-либо, эти тренды сохранятся и в последующие годы. Завтра превосходство и успех цепей поставок будут уже определяться по-новому (свидетельствуют американские бизнес-школы). Об этом говорят в своей статье «Цепи поставок, определяемые показателями» Стивен А. Мельник и соавторы. Они пишут, что «завтрашние цепи поставок должны давать различные результаты по шести показателям: связанная с издержками прибыль, степень реагирования, безопасность, экологичность, устойчивость и инновационность – в зависимости от потребностей основных клиентов».

К сожалению, многие компании не готовы к завтрашнему дню. Проще говоря, компании не смогут больше «преуспевать вопреки». Старый способ ведения дел не сработает. Как говорил Альберт Эйнштейн, "Серьезные проблемы, с которыми мы сталкиваемся, нельзя решать с тем же уровнем мышления, что у нас был, когда мы их создавали".

Так что же необходимо компаниям? Доступ к информации об интеллектуальных ресурсах и инструменты, чтобы быстрее реализовывать толковые решения. У них должна быть способность модифицировать и проводить в жизнь новые бизнес-процессы быстро и экономично в ответ на меняющуюся динамику на рынке и требования потребителей. У компаний должны быть гибкие логистические сети, чтобы использовать новые рыночные возможности и создавать конкурентное преимущество. И это еще далеко не все необходимое.