Скотт Энтони, специалист в области инноваций, разместил данную статью на сайте Гарвардской бизнес-школы.
В последнее десятилетие компания Google вызывала зависть у менеджеров по всему миру. В особенности компания выделяется своим подходом к инновациям. Инженеры получают стимулы, для того чтобы разрабатывать небольшие проекты в свободное время. Вокруг лучших идей формируются команды работников. В соответствии с рыночными принципами лучшие идеи получают субсидии.
Менеджеры во всем мире задают себе вопрос: «Почему нам не удается сделать подобное? Вместо этого нам приходится иметь дело с бюрократией». По мнению Гэри Хэмела, гуру в сфере менеджмента, большинству компаний следовало бы перенять подобную систему, основанную на рыночных принципах.
Действительно, у Google есть, чему поучиться – например, система гарантирует, что интересным идеям будут уделять внимание. Однако компания еще не продемонстрировала, что она может создать успешные бизнес-процессы. Более 95% доходов Google получает за счет размещаемой рекламы на своей Интернет-странице. Более того, когда бурное развитие компании приостановилось, многие сотрудники начали открывать новые венчуры. Например, Twitter был создан бывшим сотрудником Google.
В настоящее время компания решила уделить внимание дисциплине, она выпускает «инновационные обзоры», в которых начальники отделов делятся перспективными идеями с высшим руководством Google, обращая тем самым внимание руководства и ресурсы на исключительно многообещающие предложения.
Таким образом, компания не отходит от своих идеалов. Наоборот, она пытается усовершенствовать свой подход мирового уровня, расширяя инновационный процесс и при этом, внедряя в него дисциплину, как это делает, например, компания Procter & Gamble. Теперь компании Google предстоит объединить эти два явления воедино, однако это поможет компании еще больше развить свои инновационные способности.
Автор статьи предлагает команде управленцев компании Google следующие три совета. Во-первых, необходимо установить и внедрить четкий критерий субсидирования решений. Надо быть уверенным, что критерий включает в себя количественные (насколько большим может быть рынок) и качественные (как инновация будет воспринята) элементы. Во-вторых, следует составить «идеальное» инновационное портфолио, которое совмещает ключевые улучшения и развитие бизнес-процессов. И, наконец, сознательно стремиться к идеям, которые обеспечивают «уникальную» диверсификацию при помощи использования новых каналов, привлечения новых клиентов или создания новой системы доходов.
Люди считают, что любое стеснение инновации – препятствие для нововведений. Но это не так. Неограниченные усилия – это обычно неструктурированные усилия, которые, как правило, ведут к незначительным результатам. Правильные ограничения в правильных ситуациях, наоборот, лишь способствуют инновациям.
Ограничения могут помочь сфокусировать креативность именно в нужном месте, а также могут помочь убедиться в том, что инвестируется то, что может принести наибольший доход.