Предсмертный выбор Nokia

Предсмертный выбор Nokia

Источник: деловое издание «The Economist»

Сможет ли «чужак» придумать iPhone для Nokia, а Nokia найти место для «чужака».

Внутри компании Nokia генерального директора Олли-Пекка Калласвуо называют ОПК, в большом технологическом мире он больше известен как «ходячий труп». В деловых изданиях появляются слухи о его близкой кончине. К счастью для него, эти слухи только повысили стоимость акций компании.

Г-н Калласвуо стал во главе крупнейшего в мире производителя телефонов (компания, которая до сих пор является самой большой в родной Финляндии) летом 2006 года. Через полгода Стив Джобс выпустил iPhone, и с того времени Nokia все еще находится в упадке. Ее акции упали почти на 2/3, маржа прибыли сократилась с 15% до 7%. Компании так и не удалось закрепиться в Америке, хотя г-н Калласвуо обещать завоевать этот регион (свидетельствуют американские бизнес-школы).

Самая очевидная проблема у Nokia в том, что ее вытеснили с рынка смартфонов. Смартфоны – не только прибыльные сами по себе, но они еще предоставляют выход на более выгодный рынок услуг и «приложений» (поддерживает Международная бизнес-школа Executive MBA ГУУ). iPhone у Apple и Android у Google борются между собой за «крутизну». BlackBerry ассоциируется с бизнесом, а что стоит за Nokia? Г-н Калласвуо утверждает, что появление N8 (многофункционального телефона, который наконец-то после нескольких отсрочек появится в октябре в магазинах) станет «признаком начальной стадии обновления компании». Однако согласно предварительным обзорам этот телефон скорее создан, чтобы догнать остальных, а не задать темп. В рекламе Nokia расхваливается ее «революционная» технология тач-скрин, встроенная камера и GPS. К сожалению, такие мелочи уже вошли в обиход.

Такое отставание – это симптом двух глубоко лежащих проблем. Первая проблема – технологическая: Nokia разделила работу над смартфонами между двумя операционными системами - Symbian и MeeGo, ни с одной из них не удалось разработать умопомрачительную новинку (соглашаются выпускники программы Executive MBA). Вторая проблема – культурная: центр индустрии мобильных телефонов перемещается из Скандинавии (которая лидировала в этой сфере с конца 1980-х годов) в Азию и Силиконовую долину. Инновации, как, например, навигация тач-скрин, первоначально появляются в северной Калифорнии, а не в Северной Европе.

Что может сделать Nokia, чтобы вернуться к жизни? В прессе, освещающей технические новости, дают очень простой ответ: убрать ОПК и заменить его тем, кто способен решать проблемы, лучше всего американцем. Идут ярые дебаты о том, кто мог бы стать последователем: Энди Рубин, глава Android в Google, состоит во многих списках. Говорят, Джорман Оллила, председатель и генеральный директор в период процветания компании, проводил интервью с несколькими известными личностями. Nokia отрицает все эти слухи.

Теоретики управления сходятся в одном – необходимо всячески избегать ситуаций, в которых вам пришлось бы нанимать босса из «внешнего мира» (подтверждают студенты Школы лидерства). Тем более, Nokia вызывает сильную аллергию у иностранных руководителей. Для начала, головной офис компании находится в стране, где полгода сумерки. Наверняка этот факт помешает фирме привлечь самого умного и яркого (ходят слухи, что один видный американский деятель уже отказался от работы, так как он/она не хотел жить в Финляндии). Ситуация усложняется тем, что финны относятся к Nokia как к национальному богатству: она составляет пятую часть стоимости на фондовой бирже и огромную долю национального экспорта. Иностранный генеральный директор будет находиться под тщательным наблюдением с самого первого дня.

Nokia – это мировой гигант, у нее 35% мирового рынка сотовых телефонов. Может быть, передовые компании Силиконовой долины предоставляют высококлассные инновации, но ни в одной из них не имеют представления о том, что значит управлять компанией с исследовательскими подразделениями более чем в 16 странах и продажами более чем в 160. В своей отрасли Nokia создала систему широкого распространения в развивающихся странах: например, в Китае у нее 90 000 магазинов, 1000 центров обслуживания клиентов и огромная армия продавцов. Но конкуренция с дешевыми местными магазинами безжалостна. Одна из самых крупных угроз для Nokia состоит в том, что ей придется потратить столько энергии на то, чтобы догнать Apple, Google и Research In Motion (производитель BlackBerry), что она может потерять успех на развивающихся рынках (предполагают сторонники 12 профессиональных сообществ).

Но не все потеряно. Есть и удачные примеры правления «чужаков» (самый очевидный – Лу Герстнер в IBM), которые спокойно можно противопоставить неудачам. Nokia уже до этого переживала серьезную трансформацию: когда-то она была промышленным конгломератом, известным за производство резиновой обуви.

Nokia продает больше сотовых телефонов, чем ее три соперника, производящие смартфоны, и получает больше прибыли, чем некоторые ее обычные конкуренты – например, Motorola и Sony Ericsson. У компании лучшая в данной отрасли система распространения. У Nokia есть больше шансов произвести удачный смартфон, чем у Apple выйти на китайский и индийский рынки. Но если говорить о генеральном директоре, который бы способствовал разработке чего-то подобного Apple и Android, Nokia переживает самое серьезное испытание после того, как в начале 1990-х решила связать свое будущее с производством сотовых телефонов.