Источник: «The Economist», русский текст – при сотрудничестве с программой Executive MBA.
В Японии душат предпринимателей за то, что они мешают развитию монопольных фирм.
«Они слабые игроки. Когда с ними сталкиваешься, они находят тысячу отговорок разного рода. Они винят правительство, погоду!» - безжалостно высказывается основатель и глава третьего по величине в Японии телекоммуникационного оператора Softbank Масайоши Сон о нерасположенных к риску менеджерах из инертных крупных компаний страны. Такие предприниматели, как он, «не делают скидку на то, какая тяжелая была борьба, или насколько серьезным было препятствие – мы постоянно боремся».
К предпринимателям в Японии относятся недружелюбно. В японском бизнесе, как и в обществе, на первое место традиционно ставят гармонию, на практике это означает, что слабым фирмам не дают пойти ко дну, а новым продуктивным компаниям становится сложнее встать на ноги. Хоть некоторым фирмам и позволили обанкротиться, эта концепция помощи своим компаниям остается доминирующей в стране. В результате, по сравнению с остальными развитыми странами, в Японии меньше всего стартапов: 1/3 американского показателя и ½ - европейского.
Прямота г-на Сона и его предпринимательский совсем не характерны для Японии. Он очень похож на американских технологических гениев – Билла Гейца и Стива Джобса (они его давние друзья и партнеры по бизнесу). Из-за его дерзости в некоторых кругах его не так рады видеть, как какого-нибудь владельца бизнеса на $8 миллиардов.
Он уже привык, что к нему относятся, как к чужаку. Несмотря на то, что его семья уже два поколения живет в Японии, он китайско-корейского происхождения, и поэтому ему не раз приходилось сталкиваться с отказом. В 16 лет он поехал в Америку, чтобы закончить обучение в старших классах. Затем он учился в Беркли, где в 1970-х годах царила идея силиконовой революции. Г-н Сон рассказывает, что поклялся каждый день придумывать новую идею для бизнеса в компьютерной сфере. Они окупились, когда он запатентовал систему трансляции и продал ее примерно за $1 миллион.
В 1980-х годах оy основал Softbank вначале в качестве дистрибьютера программного обеспечения. Вскоре он превратился в механизм приобретения доли в американских информационно-технологических компаниях, которые выходили на японский рынок. Г-н Сон приобрел примерно 40% Yahoo!, когда это была еще небольшая организация, а также огромное множество других интернет-компаний.
К концу 1990-х годов его фирма уже стоила $180 миллиардов, но кризис интернет-компаний ликвидировал 98% ее стоимости (а соответственно и имущества г-на Сона).
Затем он возродил компанию за счет приобретения телекоммуникационных фирм, и теперь она становится самым опасным соперником для доминирующего бывшего государственного оператора NTT. Чтобы добраться до этой точки развития, он с героической стойкостью взял большую сумму долгов и храбро перенес критику в отношении политики ведения бухгалтерии, которую он проводил в приобретенных фирмах.
Сегодня он рискует прогневать государство еще более радикальной идеей – разделить NTT на две части. По его мнению, это самый лучший способ распространить широкополосный доступ в интернет и создать в Японии новые виды бизнеса в интернете. Скорость широкополосного доступа в Японии самая высокая в мире, но доступ самый дорогой. Поэтому в Японии у 90% домов есть доступ к высокоскоростной связи, но подключаются лишь 60%, по сравнению с 96% в Южной Корее.
По некоторым предположениям в ближайшем будущем правительство расскажет о своей схеме проведения оптоволоконных линий по всей стране, которые ускорят интернет до 100 мегабит в секунду, что в десять раз превышает скорость нынешних технологий. По мнению г-на Сона, равный доступ к этой сети может быть гарантирован, только если им будет управлять инфраструктурная фирма, отделившаяся от NTT и находящаяся в совместном владении всех телекоммуникационных операторов. Вместо этого правительство наверняка позволит NTT и дальше управлять сетью, создавая тем самым «Китайскую стену» между самими операциями и бизнесом продажи доступа к интернету и телефонной связи. Министерство связи обеспокоено планом г-на Сона, поскольку он искореняет все стимулы создания альтернативной инфраструктуры, хотя на практике вероятность того, что любой другой оператор создаст оптоволоконную сеть и будет конкурировать с NTT, чрезвычайно мала.
По словам г-на Сона, кто бы ни управлял новой оптоволоконной сетью, самая главная часть плана – усовершенствованный доступ к интернету, который поможет оживить стагнирующую экономику Японии. Через медицинские интернет-услуги можно было бы оказать помощь стареющему населению, у которого проблемы со здоровьем. К сожалению, информационные источники страны, правительство и общество настороженно относятся к интернет-предпринимателям, а система налогообложения затрудняет создание технологического бизнеса с использованием опциона сотрудников, ставшим залогом успеха в Силиконовой долине.
У г-на Сона оптимистический подход: он разработал для Softbank план на 300 лет (в конце он рассчитывает, что люди будут жить до 200 лет и общаться телепатически). Ранее в этом году 53-летний руководитель пригласил претендентов из компании и извне, желающих стать его преемниками (примерно 4 000 человек), хотя сам не планирует покидать пост, по крайней мере, ближайшие 10 лет. Г-н Сон хочет, чтобы через 30 лет Softbank стал одной из ведущих в мире компаний, стоимостью на $2 триллиона. Открытое привлечение работников свидетельствует о том, что Softbank уже вырос и в своей практике использует предпринимательские методы, поэтому компания и не осталась на уровне большинства вялых среднестатистических фирм.