Предпринимательство сегодня, торговля завтра

Предпринимательство сегодня, торговля завтра

«Предпринимателями не рождаются, ими становятся. Предприниматели – обычные люди, которые нашли способ развить нужные предпринимательские качества», - так считает профессор бизнес-школы IESE Педро Нуено (один из руководителей программы EMBA). Несмотря на то, что некоторые могут получить предпринимательские навыки от семьи, которые дадут им толчок, профессор настаивает на том, что способность открыть успешную компанию не вложена в гены человека. Предпринимательство – очень важная сфера для экономики, так как она обеспечивает благополучие и занятость, даже в самых неблагоприятных условиях.

Для того чтобы создать организацию, необходимо пройти через несколько стадий:

Внутриутробная стадия. Это отправная точка (концепция грандиозного бизнеса). На данной стадии требуется много заблаговременного планирования. Необходимо оценить возможности со всех сторон, независимо от затраченного времени. Нужно составить бизнес-план, который бы стал детализированной картой дальнейшего путешествия с четкими временными установками для операций. Если все точно просчитать заранее (обстоятельства, случайности и результаты), то можно избежать проблем, которые могут возникнуть впоследствии.

Чтобы открыть бизнес предпринимателю потребуется сдержанность, честность, пожертвование, усердная работа и предусмотрительность. Бизнес не должен рождаться от отчаяния, это должно быть вдохновение. Мотивацией может стать стремление создать что-то новое, как, например, это сделали онлайновые бюро путешествий eDreams и Atrapalo, когда авиалинии переживали не лучшие времена. Или можно заниматься обычными делами только с новым подходом. Например, отели Accor разработали новую концепцию услуг более привлекательную для клиентов.

Рождение. Предприятие рождается, когда происходит первая финансовая транзакция – либо вы получаете платеж, либо вы сами его осуществляете. На этой стадии фонды необходимо сохранять. Именно во время стадии «рождения» принимаются многие решения: Насколько большим будет предприятие? В какой среде оно будет создано – например, бизнес-инкубаторы или технологические парки? Как это обеспечит финансирование?

Субсидии, которые так важны, очень сложно получить. Другой альтернативой является венчурный капитал – капитал, свободный от процентов, который предоставляется новому предприятию, для того чтобы поднять его на ноги и помочь развитию. Конечная цель – увидеть, что инвестирование оправдано. Возможность привлечь венчурный капитал зависит от того, насколько четко разработан бизнес-план.

Послеродовая стадия. Как только предприятие станет жизнеспособным, у предпринимателей появится больше времени. Однако на этой стадии им нельзя расслабляться. Детство сопровождается вирусными заболеваниями, и никто не застрахован от заурядных болезней, таких как эйфория, чрезмерные издержки, конфликты между партнерами и иррациональная диверсификация.

Если бизнес-план больше ориентирован на начальные операции, то стратегический план должен создавать проекции на будущее. Стратегический план – детализированная карта действий, направленных на долгосрочную перспективу, и способов их реализации.

Стадия развития. По мнению профессора Нуено, новые предприятия, которые достигли фазы развития, – это экономическая надежда нашего общества. Чтобы добраться до этой стадии, нужна сильная команда профессионалов, а также умение мотивировать и заинтересовывать их. Очень важно планировать экономический рост соразмерно своим возможностям, создавать организационную структуру, которая бы позволяла предпринимателю делегировать полномочия. Команда должна уметь адаптироваться к каждой стадии в цикле развития компании.

Не стоит также забывать о роли, которую играет бизнес-этика. Существующие возможности могут стать соблазном и вызовом для амбициозных предпринимателей. Если не уделять этике должного внимания, то это может негативно сказаться на внутренней природе возможностей, ценности, которую предприятие приносит обществу, на то, как используются внешние ресурсы и, кроме того, на отношениях предпринимателей с первоначальными партнерами. Профессор советует предпринимателям учиты

вать этические аспекты и отражать их в бизнес-плане. Главные исполнительные директора передовых компаний часто хотят, чтобы их сотрудники проявляли больше предпринимательской инициативы. Но, по мнению автора, может быть, не сотрудникам не хватает инициативы, а корпоративная структура или высшее руководство просто недостаточно активно их поощряют. Поэтому менеджерам необходимо создавать благоприятные условия, для того чтобы выявлялись предприниматели внутри фирмы.