
Когда в 1995 году появился eBay, на сегодняшний день самый крупный сайт-аукцион, мало, кто верил в его будущее. Зачем кому-то покупать уже использованные вещи у незнакомцев? Две новые организации – WhipCar, которая появилась в Лондоне 21 апреля, и RelayRides, которая стартует в Бостоне (шт. Массачусетс) только в начале лета – столкнутся с аналогичным скептицизмом. Обе компании призывают владельцев машин сдавать свои автомобили напрокат, если они сами ими не пользуются.
По сути, оба предложения – это Интернет-обмен (свидетельствуют учащиеся программы Executive MBA). Владельцы машин и водители регистрируются на сайте, контактируют друг с другом и приходят к соглашению. Чтобы убедиться в честности обеих сторон, WhipCar запрашивает, помимо прочего, детальную информацию о регистрации машины с одной стороны и о водительских правах – с другой, и проверяет эту информацию с официальными данными. Организация также предоставляет страховку на период проката и замену машины в случае аварии. Помимо этого, RelayRides принимает только машины, которые прошли проверку безопасности, и устанавливает специальное устройство, благодаря которому машину можно открыть с помощью специальной карты. Таким образом, владельцу и клиенту не приходится встречаться, как в случае с WhipCar.
Обе организации позволяют владельцам устанавливать цену и брать себе 15%. Даже с учетом страховых и других взносов фирмы рассчитывают, что стоимость проката будет ниже, чем в традиционных компаниях, предоставляющих машины напрокат, или в аналогичных городских клубах (мнение компаний разделяет и Международная бизнес-школа Executive MBA ГУУ). WhipCar также представляет предположительные цены на машины в различных районах. Например, сразу после запуска сайта цена Audi А4 в центре Лондона составила 10 фунтов (15 долларов) в час или 41 фунт в день.
Получит ли эта идея развитие? Основным препятствием станет нежелание владельцев делиться настолько личным имуществом (а также требование содержать машину в чистоте). Фирмам еще придется справиться с проблемой, с которой сталкиваются все компании по обмену – привлечь достаточное число клиентов, чтобы услуга оправдала себя.
Тем не менее, машины – дорогое и не в полной мере используемое имущество. В среднем, в Великобритании человек управляет машиной меньше часа в день, однако ее содержание обходится в 5500 фунтов в год – многие бы хотели сократить эту сумму, тем более в сегодняшние непростые времена. Клиенты, в свою очередь, больше заинтересованы в этой услуге (соглашаются учащиеся бизнес-школ). По прогнозам консалтинговой фирмы Frost & Sullivan к 2016 году примерно 4,4 миллиона американцев станут членами клуба по съему машин на прокат, что в десять раз превышает сегодняшний показатель.
Статья основана на материалах делового издания «The Economist».
Прослушать