Стоит ли нанимать человека, который слишком опытен для данной позиции? Согласно научным исследованиям нет точного ответа на вопрос. Традиционно работодатели, конечно, стараются держаться подальше от таких кандидатов – это своеобразная мантра менеджеров в HR-отделе.
В результате, люди, находящиеся в поисках работы, жалуются, что им не перезванивают, чтобы предложить вакансию даже более низкого уровня. Существует лишь ограниченное число литературы о высококвалифицированных работниках. Часть проблемы заключается в том, насколько сложно распознать «излишне» квалифицированного работника? В некоторых исследованиях используют объективные меры, например, образовательные требования, в других – все зависит от самооценки работодателей.
Но, в основном, все исследования приходят к выводу, что люди, которые полагают, что они очень опытные и высококвалифицированные, чаще остаются недовольны предложенной работой и чаще сменяют место работы. Анализ исследования, проведенного Дугласом С. Мэйнардом, профессором психологии в Государственном университете Нью-Йорка, участвует в лекциях по программе Executive MBA, был опубликован в 2006 году в издании «Журнал организационного поведения».
Открытым остается главный вопрос: как «излишне» квалифицированные люди влияют на производительность? Исследование тяготеет к тому, что не стоит бояться нанимать высококвалифицированных кандидатов. «Суммируя все доводы, я бы сказал, что у нас нет твердых доказательств того, что производительность «излишне» квалифицированных сотрудников ниже обычного», - говорит д-р Мэйнард. – «Кроме того, у нас есть некоторые основания полагать, что их уровень производительности может быть и выше среднего».
В одном из недавних исследований в Израиле авторы пришли к тому же заключению после изучения 156 мнений опрошенных работников (участие принимали и обладатели степени MBA) и их управляющих в США. Еще одно исследование, проведенное специалистами из Портландского государственного университета подтверждает связь между «излишне» квалифицированными людьми и повышением производительности. Доклад был опубликован в журнале «Прикладная психология». В последнем случае были опрошены 233 продавца из турецкой сети розничных магазинов, результаты исследования были поразительны: обычные негативные последствия от «излишне» опытных работников (недовольство работой, постоянные увольнения с места работы) можно сократить, если правильно относиться к таким работникам.
Если этим работникам предоставить автономию, дать почувствовать, что их ценят и уважают, и что они оказывают влияние на рабочий процесс, все негативные последствия, которые обычно возникают в компаниях от «излишне» квалифицированных работников, будут улажены – уверена Беррин Эрдоган профессор менеджмента в Портландской государственной школе делового администрирования, автор исследования. «Думаю, что со стороны организаций неправильно сторониться кандидатов на рабочее место, просто потому что они «излишне» квалифицированы», - говорит она.
Но здесь появляется еще более важный вопрос без ответа – влияние затянувшейся высокой безработицы на стремление работников и на их готовность встать и уйти. Так, может быть, сейчас самое время нанимать «излишне» квалифицированных работников?
Статья основана на материалах онлайн-издания «Нью-Йорк Таймс».
Прослушать