Почему боятся «излишне» квалифицированных?

Почему боятся «излишне» квалифицированных?

Стоит ли нанимать человека, который слишком опытен для данной позиции? Согласно научным исследованиям нет точного ответа на вопрос. Традиционно работодатели, конечно, стараются держаться подальше от таких кандидатов – это своеобразная мантра менеджеров в HR-отделе.

В результате, люди, находящиеся в поисках работы, жалуются, что им не перезванивают, чтобы предложить вакансию даже более низкого уровня. Существует лишь ограниченное число литературы о высококвалифицированных работниках. Часть проблемы заключается в том, насколько сложно распознать «излишне» квалифицированного работника? В некоторых исследованиях используют объективные меры, например, образовательные требования, в других – все зависит от самооценки работодателей.

Но, в основном, все исследования приходят к выводу, что люди, которые полагают, что они очень опытные и высококвалифицированные, чаще остаются недовольны предложенной работой и чаще сменяют место работы. Анализ исследования, проведенного Дугласом С. Мэйнардом, профессором психологии в Государственном университете Нью-Йорка, участвует в лекциях по программе Executive MBA, был опубликован в 2006 году в издании «Журнал организационного поведения».

Открытым остается главный вопрос: как «излишне» квалифицированные люди влияют на производительность? Исследование тяготеет к тому, что не стоит бояться нанимать высококвалифицированных кандидатов. «Суммируя все доводы, я бы сказал, что у нас нет твердых доказательств того, что производительность «излишне» квалифицированных сотрудников ниже обычного», - говорит д-р Мэйнард. – «Кроме того, у нас есть некоторые основания полагать, что их уровень производительности может быть и выше среднего».

В одном из недавних исследований в Израиле авторы пришли к тому же заключению после изучения 156 мнений опрошенных работников (участие принимали и обладатели степени MBA) и их управляющих в США. Еще одно исследование, проведенное специалистами из Портландского государственного университета подтверждает связь между «излишне» квалифицированными людьми и повышением производительности. Доклад был опубликован в журнале «Прикладная психология». В последнем случае были опрошены 233 продавца из турецкой сети розничных магазинов, результаты исследования были поразительны: обычные негативные последствия от «излишне» опытных работников (недовольство работой, постоянные увольнения с места работы) можно сократить, если правильно относиться к таким работникам.

Если этим работникам предоставить автономию, дать почувствовать, что их ценят и уважают, и что они оказывают влияние на рабочий процесс, все негативные последствия, которые обычно возникают в компаниях от «излишне» квалифицированных работников, будут улажены – уверена Беррин Эрдоган профессор менеджмента в Портландской государственной школе делового администрирования, автор исследования. «Думаю, что со стороны организаций неправильно сторониться кандидатов на рабочее место, просто потому что они «излишне» квалифицированы», - говорит она.

Но здесь появляется еще более важный вопрос без ответа – влияние затянувшейся высокой безработицы на стремление работников и на их готовность встать и уйти. Так, может быть, сейчас самое время нанимать «излишне» квалифицированных работников?


Статья основана на материалах онлайн-издания «Нью-Йорк Таймс».

Прослушать



Скачать этот подкаст Аудио (3.5 Мб / 3:52
MP3, 128 kbps)