
«Те, кто хорошо со мной знаком, знают, что я достаточно прямолинейный человек», - заявил Хэнк Полсон перед аудиторией журналистов в Нью-Йорке. На этой встрече он анализировал деятельность новостных организаций в период экономического кризиса. Бывший министр финансов, общавшийся с Комитетом заинтересованных журналистов, был достаточно откровенен, особенно, когда уделял внимание ошибкам СМИ. Однако он щедро похвалил профессионалов, которые справлялись со своей работой в тяжелый период.
Первым промахом, по его словам, была тенденция публиковать неточные или «недоделанные» статьи с целью произвести сенсацию. Примером таких «преждевременных историй с неожиданными последствиями» была статья в декабре 2008 года, в которой говорилось, что правительство планировало использовать Федеральную национальную ипотечную ассоциацию Fannie Mae и Федеральную корпорацию жилищного ипотечного кредита Freddie Mac, чтобы реализовывать мало затратные ипотеки с целью сократить вероятность лишения права выкупа закладной. По словам г-на Полсона (сторонника развития бизнес-школ в Америке), данная идея, которую преподнесли как политику правительства, была лишь одной из немногих, и от нее быстро отказались. «Мне не приходит в голову еще более конкурентной отрасли, чем пресса», - сказал г-н Полсон, а как бывший инвестиционный банкир он наверняка умеет видеть конкуренцию, если она есть.
Вторым промахом стал неправильный или «сенсационный» подбор слов. Когда г-н Полсон намеревался вложить деньги в проблемные банки, журналисты сразу же использовали слово «национализация», даже несмотря на то, что инвестирование, которое намеревалось провести Министерство финансов, было спланировано таким образом, чтобы подчеркнуть, что правительство не играет никакой роли в принятии решений со стороны банков. Назвав инвестиции национализацией, журналистам удалось лишь вызвать негативную реакцию на рынке.
Самым большим недочетом стало то, что пресса не смогла отразить характерного противоречия, когда люди, критиковавшие Программу помощи проблемным активам (TARP) – основную составляющую общего спасения банков – также рьяно критиковали неспособность банков предоставлять больше займов. Ввиду недостатка капитала к сентябрю 2008 года без денег по программе TARP банки могли бы постепенно предоставлять все меньше и меньше займов. «Я ни в одной статье не читал про эту противоречивость», - отметил г-н Полсон.
С другой стороны, (данное мнение поддерживают опрошенные студенты программы Executive MBA) журналисты могли бы усложнить его задачу, если бы они не начали постоянно освещать тему спасения банков, после того как г-н Полсон позволил рухнуть Lehman Brothers: «Если бы не пресса, может быть, программу TARP и не удалось осуществить».
Что же необходимо сделать, чтобы усовершенствовать деятельность новостных организаций? Во-первых, журналисты должны нести ответственность за точность того, о чем они пишут. Людям свойственно делать ошибки, но они должны отвечать за свои действия, если ошибки становятся закономерностью. Кроме того, новостные агентства не должны набрасываться на человека, если ему в чем-то повезло, из-за этого могут получиться статьи с преждевременными выводами.
Несмотря на всю высказанную критику и на тот факт, что пресса часто не в лучшем свете выставляла г-на Полсона, он оценил деятельность новостных организаций на твердую «четверку», аудитория восприняла это как щедрость (может быть, Полсон и прямолинеен, но скоро он собирается выпустить свою книгу).
Стоит упомянуть, что г-н Полсон критиковал только те статьи, которые каким-то образом касались его, однако он никак не прокомментировал роль своих взаимоотношений с Диком Фалдом, главой Lehman Brothers, в принятии решении о банкротстве банка. Открытым остается вопрос правомерности его отношений с Goldman Sachs (подтверждает Международная бизнес-школа Executive MBA ГУУ).
Сомневаясь в том, что новостные провайдеры смогут преодолеть все препятствия и исправить ошибки, г-н Полсон опасается, что давление, которое оказывается на их бизнес-модели, может означать, что в следующий раз им придется побороться за «четверку». В период кризиса сам Полсон сотрудничал со старыми опытными журналистами с хорошей репутацией (которых часто расценивают как «слишком дорогих» в своей отрасли). «С новичками нет никаких проблем, но я уверен, что, когда старичкам придет время увольняться, под сильное давление попадут малоопытные специалисты», в ответ на эти слова аудитория молча кивнула в знак согласия.
Статья построена на основе материалов из делового журнала «The Economist».
Прослушать