Новый разрыв связи

Новый разрыв связи

Источник: «The Economist», информационный партнер программ Executive MBA.

Теперь природные катастрофы можно сравнивать с крупнейшим финансовым кризисом.

В прошлом году вулканический пепел из Исландии прервал воздушное сообщение по всей Европе и стал своего рода проверкой мировых цепей поставок современной эпохи. Теперь японская катастрофа 4 в 1 (землетрясение, цунами, ядерная опасность и перебои электроэнергии) поставила цепочки поставок под еще больший удар. Три недели после масштабного землетрясения все еще нет четкого представления о размере разрушений и о времени, которое потребуется на восстановление.

Можно провести некоторые поучительные аналогии между тем шоком, который производители переживают сейчас, и тем, который перенесли банковские системы в период финансового кризиса в 2008 году. В обоих случаях два крупнейших открытия заключались в неожиданной взаимозависимости, которую выявил кризис, и степени «заражения». Проблемы появились в казалось бы здоровых составляющих системы – низкокачественные ипотечные кредиты с финансовой стороны и природная катастрофа с экономическим подтекстом со стороны производства – оба явления быстро приобрели мировой характер.

Подобно тому, как банки столкнулись с испарением ликвидности, заводы столкнулись с тем, что надежные до этого подразделения перестали функционировать. Финансовые регуляторы поняли, как плохо они знакомы с «теневой банковской системой» и тайными деривативными контрактами, а производители сегодня осознают, как плохо они знают поставщиков своих поставщиков и более отдаленные звенья цепи. После банкротства Lehman, остальные банки пытались оценить, как последствия скажутся на них, ведь Lehman оказался не одиночным учреждением, а объединением многочисленных групп. Фирмы-объединения теперь понимают, что их цепь поставок выглядит похожим образом.

Некоторые финансовые институты оказались «слишком крупными, чтобы обанкротиться», а в Японии сейчас многие поставщики слишком важны, чтобы обходиться без них. Например, две компании Mitsubishi Gas Chemical и Hitachi Chemical контролируют около 90% рынка особой смолы, которая используется, чтобы скреплять части микрочипов для смартфонов и других девайсов. Заводы обеих фирм пострадали. Компактный аккумулятор в iPod от Apple содержит в себе полимер, производимый в Kureha, которой принадлежит 70% рынка и чей завод также был поврежден.

Производители по всему миру теперь гонятся за тем, чтобы обеспечить себе поставки дефицитных компонентов и материалов, повышая их цены.

Производители автомобилей в Японии и Америке вынуждены сократить объемы производства. Toyota опасается рекордного дефицита резиновых, пластиковых и электронных частей. Еще неизвестно, насколько усугубится ситуация, когда исчерпаются нынешние запасы. Сами японские поставщики не могут быть уверенными, когда они смогут начать работать в прежнем темпе. Учитывая потерю одной атомной электростанции и закрытие нескольких других, невозможно будет избежать недостатка электроэнергии в последующие несколько лет.

Еще до того, как точно определят масштаб разрушений, кажется очевидным, что японская катастрофа будет иметь длительное воздействие на то, как производители проводят свои операции.  

В мировой цепи производства за последнее десятилетие получила распространение концепция «как раз вовремя», когда товар доставляется в последнюю минуту, чтобы повысить вероятность его сохранности. Теперь, по мнению экономистов из HSBC, цепь поставок можно укрепить еще и системами «на всякий случай», чтобы ограничить ущерб от разрушений.

Промышленные фирмы, потратившие долгие годы на то, чтобы еще больше усовершенствовать технологии производства, тем самым сделали себя еще более уязвимыми к такого рода шокам поставок; теперь им придется сделать несколько шагов назад и отказаться от некоторой степени достигнутой эффективности. Единственное утешение в том, что проблему поставщиков «слишком важных, чтобы обойтись без них» гораздо легче решить, чем головоломку с банками «слишком крупными, чтобы обанкротиться». Возможно, из этого кризиса вырастет новая отрасль, в которой основные активы будут храниться у производителя.