Никому не дадим интеллектуальную собственность

Никому не дадим интеллектуальную собственность

Источник: «Уолл Стрит Джорнал»

Западные компании изменили стратегию деятельности в Китае, теперь самое главное не просто попасть на рынок, но и защитить свою интеллектуальную собственность.

Западные компании меняют метод ведения бизнеса в Китае, так как все больше концентрируют внимание на защите свое интеллектуальной собственности. Долгие годы компании из определенных отраслей выходили на рынок Китая для того, чтобы образовать совместный венчур с китайскими фирмами. Зачастую это означало, что западные компании соглашались на «трансфер технологий» - они делились своими технологиями или интеллектуальной собственностью – с целью образовать совместный венчур (подтверждает Международная бизнес-школа Executive MBA ГУУ).

Даже если совместный венчур – это не обязательное требование, компании идут на этот шаг, чтобы получить доступ к местным производственным мощностям и контактам, и, в результате сделки, они понимают, что им необходимо поделиться технологиями. Но в таких условиях западные организации все больше начинают задумываться о безопасности своей интеллектуальной собственности.

В июле Юрген Хамбрехт, председатель химического гиганта BASF AG, и Питер Лешер, исполнительный директор промышленного конгломерата Siemens AG, на встрече с премьером Китая  Вен Джибао снова высказали критическое отношение со стороны иностранных компаний к правилам «трансфера технологий». Эти замечания совпали и с мнением генерального директора General Electric Co. Джеффа Иммельта, который выразил аналогичную точку зрения в июне на приватном ужине в Риме.

Кроме того, в июле Motorola Inc. Подала в суд на Huawei Technologies Co., обвиняя крупнейшую китайскую компанию по производству телекоммуникационного оборудования в том, что она участвует в заговоре с целью украсть ее торговые секреты через передовую компанию с офисом в США (свидетельствуют американские бизнес-школы).

Эти беспокойства меняют роль Китая в глазах западных фирм и встают противовесом дешевому производству и массовому потребительскому рынку. «Конечно, теперь они более осторожны, это не просто безвыходный переход в Китай, где компании заключают партнерства», - говорит Марк Готтвредсон, главный партнер в компании Bain & Co. – «Если говорить о консультировании наших клиентов, то все изменилось. Суть заключается не в том, чтобы попасть в Китай, а в том, каким образом ты действуешь в Китае».

Вот некоторые стратегии, которые принимают компании, и которые рекомендуют консалтинговые фирмы: не делиться важной интеллектуальной собственностью, больше посылать своих собственных сотрудников наблюдать за производством, заключать партнерство с небольшими фирмами, у которых меньше шансов стать конкурентом, с большей тщательностью структурировать совместный венчур, чтобы у западной компании было больше контроля.

Консультанты также рекомендуют разбивать процесс производства (аналогичного мнения придерживаются выпускники программы Executive MBA). Г-н Готтфредсон работал с западным производителем оборудования, который решил делать электрические моторы и электрические шнуры в Китае, но отсылать все компоненты на сборку на завод в Мексику.

Таким образом, «ни у кого в стране не будет всех необходимых мощностей, чтобы собрать холодильник и начать продавать его», - говорит г-н Готтфредсон.
Все больше и больше западных фирм также обращаются к мерам предосторожности для защиты своих технологий. Американские фирмы зашифровывают свои разработки и создают планы, которые «исчезают», и их нельзя сохранить, переслать или распечатать. Пользователи не могут открыть зашифрованный файл без специального кода. Другой тип файлов под названием «временные бомбы» существует определенное количество времени до самоликвидации. Это позволяет контролировать и ограничивать круг тех, кто видит информацию.

По словам консультантов, очень важно образовывать совместный венчур таким образом, чтобы западные компании ставили во главе управления заводом собственных сотрудников. Необходимость в большем контроле приводит к тому, что западные фирмы стремятся к большей доле в совместных венчурах, когда это возможно (убеждены студенты бизнес-школ).

Производитель строительного оборудования Terex Corp, например, организует совместные венчуры в Китае с 1990-х годов, но исполнительный директор Рон ДеФео говорит, что сегодня он предпочитает заключать сделки, которые дают ему больший контроль, отчасти потому что контрольный пакет предоставляет более высокую степень защиты интеллектуальной собственности.

Некоторые фирмы совсем избегают совместных венчуров с Китаем. У компании Cree Inc из Дурхэма (Ньюкасл), производителя светодиодных лампочек и составляющих, нет совместных венчуров в Китае, отчасти из-за соображений о безопасности интеллектуальной собственности. По заявлениям финансового директора Cree Джона Куртцвайла компания не исключает возможности создания совместного венчура, но тогда будет установлен высокий уровень защиты интеллектуальной собственности.

На данный момент компания Cree решила производить светодиодные пластины LED в США и затем пересылать их для сборки в готовую продукцию на свой завод в Китае.

«Мы не хотим, чтобы интеллектуальная собственность выходила за пределы США. Мы хотим контролировать ее и держать на максимально близком расстоянии», - говорит г-н Куртцвайл.

По крайней мере, один раз в прошлом году руководители Cree отказались производить пластины за пределами Америки. Компания могла бы сэкономить деньги, но руководители «посчитали, что защита интеллектуальной собственности гораздо важнее, чем краткосрочное сокращение издержек», - утверждает г-н Куртцвайл.