Источник: Forbes, русский текст – при поддержке Executive MBA
Группа коллег собралась вместе в конференц-зале. Четверо из них разыгрывают сценку перед остальными: один притворяется собакой у ветеринара, другой показывает Марка Твена, третий – клоун на дне рождении, а четвертый угадывает, кого они изображают. Остальные коллеги смотрят и смеются, когда на Марка Твена хозяин случайно проливает содержимое чашки или когда клоун изображает свой баланс работы и жизни.
Хотите - верьте, а хотите - нет, но именно так выглядит эффективное командообразование.
Недавние исследования показывают: сотрудники, считающие свое рабочее место инновационным и веселым, не только работают усерднее, но и сохраняют приверженность организации более длительное время. Атмосфера, располагающая к смеху, считается залогом успеха. В некоторых компаниях одно лишь мгновение легкомыслия может привести к серьезному подъему продуктивности.
Согласно исследованиям существует прямая связь между физической расслабленностью и моторикой, выполнением заданий, взаимодействием в команде, генерацией идей, креативностью и т.д. Не надо далеко ходить, достаточно вспомнить баскетбольного тренера, который постоянно повторяет «Эй, ребята, веселее!» Если баскетболисты будут нервными и напряженными, они не смогут проявить свои способности. Зачастую победой наслаждается команда, которой «нечего терять», а не входящие в списки лучших баскетбольных команд, которые находятся под давлением, от которых все чего-то ожидают. В результате, баскетболисты элементарно забывают, как вести мяч.
Если нам удается найти способ оставаться позитивными, то наш мозг работает гораздо продуктивнее, и мы способны работать усерднее, быстрее и оперативнее. Необходимо использовать эту формулу, чтобы увидеть, на что способен наш мозг. Дофамин, наполняющий нашу систему, когда мы позитивны, запускает работу «учебных центров» в головном мозге, мы получаем возможность адаптироваться к миру по-новому.
Как открыть этот дофаминовый клапан? Поучиться у актеров импровизированной комедии. Коллективная импровизация ускоряет процесс тимбилдинга. Если взять четырех импровизаторов, знатоков своего дела, с разных уголков мира, через пару часов они будут лучшими друзьями и смогут показать вам сценку, которую бы профессионалы не смогли подготовить и за месяц. Аналогично и в рабочей среде должно быть установлено доверие для слаженной работы. Организации, научившиеся превращать своих сотрудников в друзей, увидят, как повысится уровень счастья, приверженности компании и уровень продуктивности.
Чтобы стать успешным импровизатором, необходимо устранить все «ингибиторы», которые фильтруют «сырые» идеи в вашей голове. Наш мозг – величайший компьютер во вселенной со скоростью минимум 11 триллионов бит в секунду, а мы, в свою очередь устанавливаем по жизни фильтры и замедляем его деятельность. Импровизаторы научились снимать эти фильтры и давать мозгу работать на той скорости, для которой он был разработан, используя в качестве катализатора смех. Для снятия этих фильтров нужно тренировать свою интуицию. Компании, приветствующие свежие идеи и создающие атмосферу без предрассудков, будут иметь высокий уровень инновации.
Большая часть работников утверждает, что они остаются в организациях из-за своих коллег, неудивительно, что компании тратят миллионы долларов на взаимодействие с сотрудниками. Не так много сотрудников действительно получают удовольствие от работы, и это причина недостатка креативности и производительности. Если бы коллеги научились веселиться вместе, подобно импровизаторам, вы бы увидели большее количество профессионалов, любящих свое дело и стремящихся к самосовершенствованию.
Обучение импровизации на рабочем месте – инновационный метод повышения доверия сотрудников.