Наш мозг: реальность, оказавшаяся мифом

Наш мозг: реальность, оказавшаяся мифом

Источник: McKinsey, русский текст – при поддержке Executive MBA

Неправильные представления о нашем мозге часто используются на тренингах и могут сильно снизить их эффективность. Компаниям необходимо переоценить старые убеждения в свете новых научных открытий.

С годами у всех нас сложилось видение того, как работает наш мозг – наверняка, каждый из нас слушал лекции или читал книгу, которые обещали раскрыть секрет повышения умственных способностей – обычная уловка коучей в наши дни. Часто эти теории убеждают нас, что после определенного возраста в детстве дальше действительно серьезное обучение невозможно, что одна половина нашего мозга не работает или что вы способны учиться только в определенном характерном для вас стиле.

Подобные «нейромифы» - это неправильное представление, основанное на некорректной интерпретации нейрологических исследований. Эти недоразумения продолжают использоваться во многих тренингах по мере того, как компании все больше вкладывают денег в развитие своих сотрудников. Разрыв между нейромифами и научными фактами становится все значительнее и уже представляет собой серьезную проблему. До тех пор, пока эти недоразумения не будут развенчаны, они так и будут подрывать личные и организационные образовательные усилия.

Миф 1. Критический период в детстве

Большинство из нас слышали о критических периодах для обучения – первые годы жизни, когда, считается, происходит развитие большей части мозга. После этого периода, согласно предположениям, траектория развития человека уже более-менее фиксирована. Однако, это преувеличение. Недавно проведенное нейрологическое исследование показывает, что физическая структура мозга и его функциональная организация могут меняться с опытом человека – это так называемая нейрогибкость.

Исследователи, изучающие гибкость мозга, особенно заинтересованы во внимательности. Практика обычной техники медитации, как, например, сконцентрированное дыхание, способствует созданию серого вещества в мозгу, которое ассоциируется с изучением и памятью, контролем эмоций и состраданием. Команда под управлением ученых из Гарварда доказала, что восемь недель сознательной медитации могут привести к структурным изменениям мозга, достаточным для того, чтобы отразиться на результатах МРТ.

Большинство крупнейших организаций, таких как Google, Facebook, все чаще дают своим сотрудникам возможность практиковать медитации, и сотрудники встречают такие программы с энтузиазмом. Например, сотрудники страховой компании Aetna, участвовавшие в бесплатных занятиях йогой и медитацией, в среднем, показали 28%-ное снижение уровня стресса, их продуктивность выросла на 62 минуты в неделю – добавленная стоимость – около $3000 от сотрудника в год.

Миф 2. Теория неактивного мозга

Недавнее европейское исследование показало, что около 50% учителей, опрошенных в Великобритании и Нидерландах, полагали, что теория о том, что мозг может не работать, подтверждена научно. Сегодня правильная интерпретация функциональных сканов мозга подтверждает, что, независимо от того, чем занимается человек, работает весь мозг; в зависимости от деятельности некоторые области мозга могут быть более или менее активны. Люди постоянно могут получать новые идеи и новые навыки, не за счет неиспользованных частей мозга, а за счет образования новых или более сильных связей между нервными клетками.

Каждый из нас знаком с привычкой на очередной стратегической сессии проверить почту или распланировать встречи. Проблема в том, что такая многозадачность задействует большой объем рабочей памяти мозга. В свою очередь, без этой памяти мы не можем успешно запоминать и учить новую информацию. Другими словами, многозадачность и изучение не могут быть эффективными одновременно.

Многие компании, учитывая этот факт, стараются создавать атмосферу, вовлекающую в обучение, где исключается что-либо, что может отвлечь внимание. Это относится и к мобильным телефонам.

Миф 3. Стиль обучения. Гипотеза левого/правого полушария

Все мы сталкивались с теорией, согласно которой люди либо аналитически сложены (с активным левым полушарием) либо креативны (с развитым правым полушарием). Однако, эта теория ошибочна. Два полушария мозга связаны и тесно работают вместе, они не могут работать в изоляции. Чрезмерно упрощенная трактовка бинарной теории привела к тому, что во всех отраслях считается, что у каждого из нас свой определенный стиль обучения. Недавние исследования разнесли в пух и прах эти убеждения, предполагая, что, различные способы изучения (например, аудиовизуальные и тактильные) могут помочь сотрудникам получить новую информацию.

Одна из организаций, применяющих данную концепцию на практике, - KFC, использующая различные формы подачи информации на тренингах по предоставлению услуг клиенту. Сессии начинаются после смены с игр, где целая команда должна выступить в роли клиента. После этого сотрудники переходят к игровым видео-модулям, которые переносят их на другую сторону кассовой стойки, предоставляя им возможность испытать на себе типичные эмоции клиента.

Несмотря на то, что есть серьезный прогресс, еще нужно сделать много, чтобы разрушить мифы о нашем мозге, которые так популярны в образовательных программах деловых школ.