Я бы хотел выдвинуть гипотезу: несмотря на весь ажиотаж вокруг СМИ, Интернет не объединяет настолько, насколько мы думаем. Это скорее слабые, неестественные связи, которые я называю скудными отношениями.
Когда надувался «пузырь» недвижимости, банки и брокеры передавали друг другу долг, на котором добра не построишь. Сегодня «социальные» медиа торгуют низкокачественными отношениями – связями, которые вряд ли можно назвать значимыми или длительными. Данное явление можно назвать инфляцией взаимоотношений. Номинально у вас появляется больше отношений, но в реальности лишь некоторые из них представляют собой настоящую ценность. Подобно тому, как валютная инфляция лишает деньги основы, социальная инфляция лишает основы взаимоотношения. Само слово «взаимоотношения» обесценивается. Ранее оно подразумевало того, на кого можно рассчитывать, а теперь оно подразумевает того, с кем можно обменяться информацией (соглашаются интернет-пользователи, обладатели степени MBA).
Скудные взаимоотношения – это иллюзия настоящих взаимоотношений. Настоящие взаимоотношения – это образец инвестирования. Я вкладываю в тебя, а ты вкладываешь в меня. Родители, дети, супруги – это все многочисленные вложения времени, денег, знаний и внимания. «Взаимоотношения», лежащие в основе социального «пузыря» не настоящие, потому что им не свойственно взаимное инвестирование. В лучшем случае им характерен небольшой обрывочный обмен информацией или внимание то тут, то там. Тому есть свои доказательства.
Во-первых, доверие. Если взять социальные медиа как таковые, то, конечно, благодаря им количество друзей по всему миру увеличилось во сто крат. Но возросло ли вместе с этим доверие? Я бы с уверенностью сказал: нет! Возможно, чтобы увидеть преимущества, потребуется время, но социальные сети уже существуют примерно пять лет, и общество, кажется, в них хорошо разбирается.
Во-вторых, если бы социальные средства приносили действительную экономическую выгоду, мы бы наверняка увидели эффект замещения. Они бы заняли место вчерашних стражей. Но все наоборот – социальные медиа лишь придают им силу. Ваши любимые социальные сети не встают на место PR-агентств, центров занятости и других подобных брокеров. Они лишь создают новые легионы. Сам по себе Интернет не лишает правительство власти, предоставляя возможность высказаться тем, у кого традиционно не было права голоса, он дает лишнюю возможность авторитарным государствам ограничить и обозначить пределы свободы, так как снижаются затраты на контроль и надзор.
Есть старое убеждение, что Интернет основан на любви. Однако в не меньшей степени в Интернете присутствует и ненависть: непонятные нападки на самых близких, недовольство местом и вещами, которые лишь немного отличаются от стандарта. Читали в последнее время какие-нибудь комментарии в интернете? Обычно это море желчи и злобы. Вместо того чтобы продвигать существенные разговоры, «социальная» сеть превращается в мир полный мимолетных лингвистических «выстрелов».
Ненависть отчасти возникает в результате гомофилии: рыбак рыбака видит издалека. В результате, люди образуют группы, состоящие из себе подобных, но редко, когда различие между группами можно легко преодолеть. Быть «другом» с еще 1000 людей, которые помешаны на винтажных очках 1960-х годов, - это всего лишь отдельный частный интерес.
И, наконец, последнее доказательство – это материальное вознаграждение. Если бы отношения в Интернете представляли собой действительно какую-то ценность, то многие люди были бы готовы за них заплатить. Но на такое вряд ли кто-то пойдет - подтверждает Международная бизнес-школа Executive MBA ГУУ.
А какие последствия имеет инфляция взаимоотношений? Жизненную силу социальной сети истощает три болезни. Во-первых, меньшая концентрация – люди уделяют меньше внимания тому, что их интересует, и начинают увлекаться занятиями других людей. Во-вторых, люди вкладывают себя в низкокачественное содержание. И, в-третьих, Интернет теряет силу как творец добра.
Социальные отношения – это не соревнования красоты или популярности. Социальные сети – это искажение и карикатура реальных вещей. Речь идет о доверии, взаимодействии и общности, именно их не хватает в современном медиа-ландшафте. Ведь целью Интернета было объединить людей, общества, гражданские общества, бизнес и государство на основе прочных, крепких и значимых отношений, нельзя строить взаимодействие без глубины резонанса и значения.
Но это всего лишь гипотеза. Вы можете не согласиться со мной, можете поспорить…или же развить и доработать мою мысль.
Статья подготовлена на основе поста в блоге Умаира Хака для «Гарвард бизнес-ревью».
Прослушать