Российский бизнес возникновение виртуальных миров и виртуальных возможностей откровенно прошляпил.
Фильмы с компьютерными персонажами всегда казались мне немного ущербными. И тут вдруг вышел "Аватар". Я просто обалдел. Я не кинокритик и даже не киноман, но, мне кажется, "Аватар" — настоящий прорыв. Мы же поверили в этих огромных инопланетных существ, переживали за них. Думаю, виртуальные артисты могут стать популярнее реальных.
Я вот к чему: российский бизнес возникновение виртуальных миров и виртуальных возможностей откровенно прошляпил. В виртуальных странах Second Life, Project Entropia и других сейчас уже присутствуют крупнейшие мировые брэнды: Audi там продает машины, Adidas — кроссовки, Coca-Cola — напитки. Но Mirax Сергея Полонского не строит там дома, ТКС Олега Тинькова не раздает местным карточки, а "Рольф" Сергея Петрова не торгует машинами. В виртуальной Москве пустынно и тихо: люди есть, тусуются, но с бизнесом там не очень.
Когда я рассказываю коллегам о реальном бизнесе в виртуальных мирах, они смотрят на меня как на сумасшедшего и предлагают вызвать врача. Какая Second Life, у нас здесь забот по горло, кризис у нас. А что, у Audi разве меньше проблем?
Я, например, как акционер авиатакси Dexter Женю (Евгений Андрачников, управляющий проекта Dexter.— СФ) три раза спрашивал: где наши полеты в Second Life? Это же работа на будущее, сегодня она копейки стоит! Он мои слова воспринимает как блажь. Ему некогда, а тут еще акционер, которому заняться больше нечем, предлагает брэнд продвигать в нереальном мире.
И почему, собственно, мир Second Life нереальный? Там люди зарабатывают реальные деньги. Футболку там можно продать за $1,5, квартиру — за $20 тыс. Оборот — $1,5 млрд в год! Продавцы машин получают по $2-4 тыс. А в вашей реальной Москве все продавцы машин с такими доходами? Сомневаюсь.
Меня поразила история, когда какие-то люди на аукционе купили в виртуальном мире Project Entropia орбитальную станцию за $375 тыс. и два астероида по $100 тыс. Все газеты сразу написали о них как о сумасшедших, но ведь тут же один из астероидов продали за $200 тыс., а на другом открыли ночной клуб и зарабатывают на билетах.
Любые проблемы — это следствие упущенных возможностей. Сегодня ты имеешь трудности лишь потому, что сделал что-то неправильно вчера. Ребята, вы застыли в прошлом веке, и скоро уже будет поздно: из виртуального мира вырастет целое поколение людей, которые не знают вас и ваши брэнды. Как из непонятного искусства вырос и сразу сорвал куш "Аватар".
Журнал «Секрет фирмы» №3 (295) от 08.03.2010