Источник: «BNET», информационный источник программ Executive MBA.
Результаты опроса, проведенного Институтом по исследованию ценности бизнеса IBM, в котором приняли участие 1500 исполнительных директоров, показали, что креативность считается единственным важнейшим требованием, необходимым для управления корпорацией. Но как люди реагируют, когда они сталкиваются с истинно креативными людьми?
Не так уж положительно, как выяснилось. Дженнифер Мюллер, преподаватель из Уортона, Джек А. Гонкало из Корнелла и Дишан Комдар из Индийской школы бизнеса провели ряд экспериментов, чтобы выяснить, как креативных людей воспринимают их коллеги. Считается, что люди, выражающие креативные идеи, имеют меньше лидерского потенциала, чем те, чьи идеи не такие уж креативные. «Не так-то просто отобрать креативных лидеров», - комментирует Мюллер. – «Требуется больше времени и усилий, чем могло кому-то показаться».
Лидерство vs креативность.
В первом эксперименте 55 человек должны были оценить 291 своего коллегу по лидерскому потенциалу и по креативности, свежести их идей.
- Сотрудники, которых посчитали креативными, по мнению опрошенных, проявляли меньше лидерского потенциала.
Во втором эксперименте группу студентов из американского колледжа попросили высказать идеи о том, как добиться большей прибыли для авиакомпании. А вторая группа студентов должна была оценить потенциал и идеи каждого участника первой группы.
- И снова посчитали, что у студентов с наиболее креативными идеями лидерский потенциал меньше, чем у тех, у кого были не столь креативные предложения.
- Обе группы – креативных студентов и менее творческих – расценили как способных и компетентных людей. Исходя из рейтинга, отсутствие у «креативщиков» лидерского потенциала объясняется наличием у них творческой жилки, но не какими-то личными характеристиками.
Мюллер отмечает, что лидеры должны создавать общие цели, чтобы группа могла справляться с заданиями. И чем конкретнее будет цель, тем лучше сотрудники будут справлять с работой, а это означает, что лидеры должны избавиться от неопределенности. Лидеры могут этого добиться, если установят стандарты и поспособствуют согласованности. Однако, когда кого-то просишь описать творческую личность, наряду со словами «мечтательный», «харизматичный» проскальзывают и такие эпитеты, как «чудаковатый», «раскольник» и «несконцентрированный». Мюллер объясняет: «Суть в том, что люди испытывают не только положительные эмойии по отношению к креативным личностям, у них двоякое отношение».
А как ваша компания относится к креативным личностям и креативным лидерам? Вы поощряете или подавляете креативность?