
В 1982 году команда, возглавляемая психологом Христофором Колоном, создала кооператив «Ла Фагеда», целью которого было преодолеть проблемы социальной интеграции людей с психическими отклонениями в Каталонии (Испания).
Проработав определенное количество лет в психиатрической клинике, Колон понял, что работа – ключевой способ достичь интеграции. Но он осознавал с самого начала, что речь не идет о проектах ручной работы, которые бы развлекали пациентов в госпитале, или о мастерских. Людям нужно предоставить настоящую работу: оплачиваемые должности, которые бы вовлекали людей в процесс производства продукции.
Единственный способ осуществления этой задумки доктор видел в создании настоящей компании, с настоящими процессами и товарами, которая бы составляла конкуренцию на открытом рынке.
Профессор бизнес-школы IESE Хосе А. Сегарра и ассистенты Игнасио Очоа и Монтсе Сегарра решили глубже изучить данный проект.
В самом начале было организовано несколько проектов – сборка, лесонасаждение, молочное производство, но в 1993 году организаторы проектов потерпели несколько неудач. Расстроенные квотой на продажи молочной продукции и падением цен, они решили переориентировать бизнес и сконцентрировать внимание на производстве молочной продукции.
Скоропортящиеся товары требовали отлаженной системы логистики, таким образом, работа в этой сфере стала прыжком в неизвестность. Кроме того, на молочном рынке уже доминировали компании Danone и Nestle. Появление новичка в подобных условиях напоминало историю Давида и Голиафа.
Получение молока от собственных коров давало компании «Ла Фагеда» возможность большего контроля над сырьем и его качеством. По словам основателя, у мультинациональных организаций есть все, но у них нет коровы. А корова – одно из тех немногих преимуществ, которые есть у «Ла Фагеды». Компания интегрировала промышленный процесс с контролем качества, это привело к появлению на рынке йогурта меньшей кислотности и меньшей жирности, с большим выбором вкусов. Результаты показали, что была доля населения, готовая заплатить больше денег за «натуральный» йогурт.
К середине 2008 года на рынке было 15 видов продукции – йогурты с низким содержанием жиров, с различными вкусами, молочные десерты – например, карамельный крем. Цена на продукцию «Ла Фагеды» была на 40% выше цен на конкурирующую продукцию. Сначала компания распространяла свою продукцию через институциональные каналы – как, например, больницы. Затем она вышла на общий продуктовый рынок. К 2008 году продукция компании присутствовала на всем рынке Каталонии.
В «Ла Фагеде» коммерческая деятельность и социальное обеспечение сосуществуют. Компания основана на трех основных институтах:
- Кооператив, цель которого – создать рабочие места для людей с психически отклонениями или для умственно отсталых людей, создать общий проект, в котором бы каждый человек принимал активное участие.
- Учреждение, созданное в 1997 году с целью разграничить социальную заботу и коммерческую деятельность.
- Увеличение кооператива привело к росту численности квалифицированных сотрудников. А чтобы сохранить классификацию центра занятости для людей с особыми потребностями и пользоваться преимуществами такого положения, нужно, чтобы по меньшей мере 70% сотрудников составляли инвалиды. Но структура менеджмента составлялась путем набора квалифицированных кадров, заинтересованных в создании карьеры в новом направлении.