Кто они, CEO?

Кто они, CEO?

Источник: Business Insider, русский текст – при поддержке Executive MBA

В недавней статье Уолтера Фрика в «The Harvard Business Review» освещается исследование, в котором поднимаются щекотливые вопросы относительно лидеров компании.

Во-первых, позиции директоров получают невероятно талантливые и умные люди? Или же они в умеренной степени талантливы и умны, и их успех определяется другими факторами?

Во-вторых, возможно ли, что успех или провал компании никаким образом не связан со способностями генерального директора?

Недавнее исследование показало, что когнитивные способности не являются определяющими для лидеров компании. Для изучения исследователи взяли шведских мужчин, попавших под военный призыв с 1970 по 1996 год (в то время военная служба была обязательной в Швеции, поэтому исследование касается абсолютно всех мужчин, родившихся в те годы).

В момент призыва в армию все мужчины проходили тест на различные виды когнитивных способностей, включая вербальное восприятие и индуктивное умозаключение, а также проходили собеседование.

У исследователей также были данные по видам профессий, в которых каждый мужчина строил свою карьеру, и по оплате. В общей сложности 26 000 мужчин из участвовавших в исследовании, стали генеральными директорами компаний.

Результаты исследований, в общем, показали, что генеральные директора в самом деле сообразительней, чем среднестатистический человек, но ненамного. Например, среднестатистический генеральный директор крупной компании по показателю когнитивной способности попадает в 17% населения.

Это означает, что многочисленные мужчины, занимающие более низкие позиции или развивающиеся в медицине, юриспруденции или инженерии, умнее генеральных директоров и отличаются не меньшим креативным мышлением.

В то время как генеральные директора умнее среднестатистического человека, они не настолько сообразительны, как может показаться из прочитанного выше. Шведские генеральные директора не входят в «когнитивную элиту», составляющую 5% участвующих в исследовании.

Результаты данного исследования совпадают с результатами другого исследования, опубликованного более 10 лет назад, в котором устанавливается тот факт, что интеллект – достаточно слабый фактор для того, чтобы определить, кто станет лидером компании. В исследовании утверждается, что для лидерства важны и многие другие составляющие, в том числе мотивация для продвижения и способность убеждения других людей.

Фрик также обращается еще к одному исследованию, в котором говорится, что генеральные директора имеют лишь минимальное влияние на производительность компании.

Для проверки данной теории писатель Маркус Фитца изучил 1 425 американских компаний с 1993 по 2012 год. Он создал модель данных, которая отражала производительность компании, без генерального директора во главе («под руководством» случая). Затем писатель сравнил эти данные с реальными показателями компании. Согласно результатам более 70% влияния генерального директора на производительность компании было делом случая.

Получается, что большинство генеральных директоров – никакие не гении и их воздействие на результаты компании гораздо ниже, чем мы думали.

С другой стороны, есть некоторые доказательства тому, что когнитивные способности тесно связаны с профессиональным успехом. Исследование Дьюка Джонатана Уайя показало, что генеральные директора, входящие в Fortune 500, обычно попадают и в 1% лидеров по когнитивным способностям или, по крайней мере, они стремятся посещать элитные научные учреждения.

Согласны?

Шана Лебовиц