Корпоративный слив информации

Корпоративный слив информации

Источник: BNET, портал блогов менеджеров, ведущих специалистов со степенью MBA.
Автор: Маргарет Хеффернан

Любая компания может стать добычей правдоруба Wikileaks.

Не зря Bank of America боится Wikileaks: любая компания, которая теряет 3% стоимости своих акций из-за слухов, становится уязвимой. У меня нет каких-то доводов или информации, чтобы подтвердить слухи о том, что следующей целью Wikileaks будет именно этот банк, к тому же слухи – совсем не новое явление.

Но, что меня интересует больше всего и что должно беспокоить каждую компанию, так это фатальная корпоративная трещина, благодаря которой Wikileaks стал таким влиятельным. У большинства компаний по всему миру есть скелеты в шкафу, но они надеются, что их никто никогда не увидит, в том числе и они сами. Они предпочитают не смотреть в эту сторону, и это явление называется институционализированной осознанной слепотой, которая принимает огромнейший масштаб.

Осознанная слепота начала свое существование как правовая концепция: незнание не освобождает от ответственности. На основе этой идеи в деле Enron Джефф Скиллинг и Кен Лэй были признаны виновными. Но это нечто большее, чем правовая идея, это плохая привычка, которая лежит в основе огромного числа компаний.

Самая главная проблема, с которой мы сталкиваемся, - это не та информация, о которой мы не знаем, а именно та, о которой нам известно, но мы отворачиваемся от нее. В расстроенных чувствах или в отчаянии кто-то сливает информацию.

У институциональной слепоты есть очень много признаков опасности. Самый главный из них – это «организационное молчание» - термин, который придумали американские профессора из Бизнес-школы Stern Нью-йоркского университета. Они провели опрос руководителей различных подразделений и выяснили, что у 85% из них в какой-то момент не было возможности поговорить со своим боссом о проблеме, которая их беспокоила. Другими словами, что-то было не в порядке, но они не могли обсудить это. Профессора провели аналогичное исследование в Великобритании и получили такие же результаты. Последствия этого молчания просты: что-то идет не так, и многие люди знают об этом, но никто ничего не предпринимает.

Еще один признак опасности – единодушие. Если есть ключевая инициатива, и о ней не ведется серьезных дискуссий, то возрастает вероятность, что вы закроете глаза на вопросы, которые могут вызвать лишние проблемы.

Избежать осознанной слепоты не так просто, поскольку она является частью человеческой натуры. Например, вы предпочли в этом месяце не проверять счет на кредитную карту, вы понимаете, о чем идет речь. Это явление касается каждого из нас, и оно создает серьезный риск, который могут преодолеть только решительные и смелые лидеры. Они начинают с осознания того, что не знают, что происходит на самом деле и применяют активные стратегии, чтобы улучшить периферийное видение. Это нелегкая задача, которая стоит перед каждым.

Все теперь будут порицать Джулиана Ассанжа и Wikileaks – все-таки легче переложить вину на вестника. Безусловно, есть этические нормы для того, что и как можно публиковать. Но даже если вам удастся избежать появления в Wikileaks, проблема остается. Ассанжу и его сайту, а также сайтам-клонам будет нечем заниматься, если лидеры по собственной воле станут осознанно «зрячими». Если в вашем корпоративном шкафу есть скелеты, лучше поскорее их достать и самостоятельно изучить их, прежде чем кто-то сделает это за вас.