Корпоративные ценности и цинизм работников

Корпоративные ценности и цинизм работников

Amy C. Edmondson
Доцент Ча Университета Макджил и профессор Эдмондсон Гарвадской бизнес-школы изучили положительные и отрицательные стороны организационных ценностей на примере компании Maverick Advertising. Компания радикально отличается от большинства традиционных рекламных агентств: у нее нет стабильной команды, которая бы ориентировалась на работу с клиентами. Вместо этого компания набирает новых сотрудников для реализации каждого проекта. 

Сотрудники Maverick Advertising признали, что главное достоинство компании – ее ценности, но они остаются недовольными тем, что, по их мнению, главный исполнительный директор нарушает эти ценности, поставленные самим же. Таким образом, работники считают своего директора лицемерным. Причиной тому служит разная интерпретация. Сотрудники часто понимают ценности гораздо шире. Например, если директор обозначил чувство общности в качестве одной из ценностей, сотрудники могут истолковать это понятие как ценность равенства, отсутствие иерархии. Многие сотрудники стремятся к тому, чтобы компания превратилась в семью. Еще одним примером является всемирно известная компания Hewlett-Packard, прославившаяся своими корпоративными ценностями. Однако в 2001-2002 гг. сотрудники были недовольны действиями главного исполнительного директора Карли Фиорины (в частности значительным сокращением штата и поглощением HP-Compaq), они расценивали их как нарушение ценностей, под которыми они понимали взаимное уважение и относились к компании, как к семье. А Фиорина, в свою очередь, считала, что ее действия отвечают ценностям компании, которые направлены на дальнейшее развитие. 

Из подобных ситуаций существует выход: 

В-первых, нужно четко осознавать, что множественные цели могут пересекаться. Например, случай, когда менеджеру надо сочетать два процесса – максимизировать выгоду и инвестировать в работников в течение одного года. Компания L'Oréal решает подобные проблемы, распределяя ответственность за различные ценности между специалистами. 

Во-вторых, необходимо пояснять значение ценностей. Именно это стало причиной недопонимания между работниками и директором Maverick Advertising. Из-за неточного обозначения ценностей сотрудники посчитали действия директора нарушением. 

В-третьих, нужно обязательно пояснять действия, которые можно принять за нарушение ценностей. Когда мы сталкиваемся с человеком, который причиняет нам какой-то вред, мы автоматически считаем его плохим. Подобно этому, сотрудники будут считать директора, который нарушает установленные сокровенные ценности, лицемером. Поэтому необходимо разъяснить сотрудникам детально свои действия. 

Кроме того, надо следить за реакцией работников. Несмотря на то, что в компании Maverick Advertising психологический настрой не на самом высоком уровне, все-таки не наблюдается массового ухода или забастовок – это свидетельствует о том, что директор следит за реакцией сотрудников и предпринимает необходимые меры. 

Всемирно известная компания Boeing опубликовала на сайте www.boeing.com свои корпоративные ценности, которых она старается придерживаться: 

- Лидерство – мы будем лидером мирового уровня во всех сферах бизнеса, а также в развитии лидерских качеств каждого члена нашей команды. Мы будем лидерами в управлении, оформлении и дизайне, в финансовых показателях. 

- Честность – мы всегда будем придерживаться высших стандартов этики и выполнять свои обязанности. Мы будем нести личную ответственность за наши действия, относиться ко всем справедливо, с уважением и доверием. 

- Качество – мы будем стремиться к постоянному улучшению качества нашей деятельности, чтобы занимать лидирующие позиции среди промышленных фирм, удовлетворяющих потребности клиентов, сотрудников и общества. 

- Удовлетворение потребностей клиента – довольные клиенты – основной шаг на пути к успеху. Только осознав потребности клиента, мы сможем полностью удовлетворить его. 

- Совместная работа – мы осознаем, что сила и конкурентное преимущество – это люди. Мы постоянно будем приобретать и делиться знаниями, идеями. Мы будем поощрять совместные усилия на любом уровне и в любой сфере деятельности. 

- Разнообразная и увлеченная команда – мы ценим способности, умение и перспективы нашей разнообразной команды. Мы будем предоставлять людям рабочие места, которые помогают вовлечься в процесс принятия решений, который бы способствовал достижению общих целей. 

- Приятная корпоративная среда – мы предоставим безопасное рабочее место и будем охранять сотрудников. Мы обеспечим заботу о здоровье и благосостоянии людей, работающих в компании, и их семей. Мы предоставим возможность и финансовую поддержку желающим повысить квалификацию. 

- Повышение акционерной стоимости – наша деятельность должна приносить прибыль, и мы должны добиваться того, чтобы доход от доверенных нам активов, был максимально высоким. Мы обеспечим себе успех, удовлетворяя потребности клиентов и увеличивая акционерную стоимость.