Конгломераты вернулись?

Конгломераты вернулись?

Источник: CBS, русский текст – при поддержке Executive MBA

Заявление Google о своем преобразовании в холдинг «Alphabet» с первого взгляда кажется отказом от прошлого. Но по некоторым параметрам это не так.

Фактически Google переходит к структуре конгломерата, вот почему некоторые сравнивают его новую структуру с Berkshire Hathaway. Ниже представлены пять целей, которых компания сможет добиться с помощью новой структуры.

Диверсификация

У Google долгое время был широкий спектр интересов, включая среди прочих поисковую и всплывающую рекламу, облачные услуги, приложения, технологии управления данными, мобильные операционные системы, операционные системы для ноутбуков, услуги по передаче данных, размещение и демонстрация видео. Совмещение всех аспектов в одной компании представляет собой угрозу преобладания одних аспектов над другими.

Хороший пример – Microsoft. Долгие годы Windows и Office останавливали развитие других аспектов, как, например, мобильные системы, что, в результате, привело к ущербу для всей компании. С независимыми компаниями, как Google для поиска, YouTube для видео и Calico для исследования продолжительности жизни, новый «Alphbet» («Алфавит») сможет уделить каждой организации должное внимание.  

Удержание талантов

Организации нужны места для карьерного роста талантливых людей. Например, одна из причин, почему Марисса Мэйер перешла в Yahoo, заключалась в том, что она достигла «потолка» в своем развитии в Google. Теперь будет больше позиций исполнительных директоров, вице-президентов, финансовых директоров и руководителей среднего звена, чтобы предоставить возможности работникам, которые хотят расти, но в пределах компании. Диверсификация также позволяет сотрудникам работать на разных людей - менять команду, если с кем-то из руководителей не найден общий язык (ставка на тимбилдинг).

Налоги

Много интересов Google еще находятся на ранних стадиях (разработка стратегии и запуск стартапов), что означает потерю денег. Новый холдинг может означать наличие серьезных налоговых списаний с возможностью развития новых технологий с большой стоимостью. Кроме того, у общей компании будет больше объединений для кросс-лицензирования технологий, что открывает новые возможности для перемещения активов по всему миру и нахождения «лазеек» для снижения налогов.

Потенциальная дополнительная выгода

Может наступить день, когда Alphabet получит больше выгоды от продажи одного из своих интересов другой компании. Когда этот интерес представляет собой отдельную организацию, транзакцию можно будет реализовать гораздо проще без какого либо ущерба для других отраслей деятельности.

Удовлетворение инвестора

Инвесторы всегда хотели от Google больше прозрачности в том, как он получает и куда тратит деньги – их деньги. Организация холдинга должна способствовать обеспечению такой транспарентности. Инвесторам может поступить дополнительная выгода. Во главе будет стоять нынешняя правящая тройка – Ларри Пейдж, Сергей Брин и Эрик Шмидт. Alphabet по-прежнему сможет иметь контроль над своими компаниями или в перспективе какую-то из них сделать открытой, предоставив большему количеству людей акции, получив, таким образом, больше денег на ведение бизнеса.     

Несмотря на все положительные моменты, у конгломератов есть свои недостатки. Структура была популярна в США десятилетиями, но в 80-е годы 20 века она потеряла свою популярность, так как большинство подобных структур стали слишком громоздкими, у них появилось очень много слоев управления, и они в меньшей степени могли создать ценность для акционеров, по сравнению с более конкретно направленными компаниями. Может быть, Alphabet – это первый сигнал новой волны четко структурированных конгломератов – часть маятника в бизнесе, который качается от одной крайности к другой.

Можно ли применить идею к российской реальности?