Колесо революции

Колесо революции

Пример социалистических принципов производства – но не самый удачный.

С того дня, когда Адольф Гитлер отдал приказ производить Volkswagen («народный автомобиль»), ни одна машина больше не несла такой явной идеологической миссии. Но автомобили, которые производятся на заводе Venirauto, западнее Каракаса, освободят венесуэльцев от «бремени капитализма» - уверен президент Уго Чавес. Три года назад под фанфары по указанию президента открыли завод. Это совместный венчур Ирана и Венесуэлы, который, по предсказаниям г-на Чавеса, превратит его страну в экспортера автомобилей. Завод также должен стать образцом социалистических принципов производства, однако работники по-другому относятся к сложившейся ситуации.

В декабре они приостановили работу, так как компания отказалась обсуждать коллективный подряд. Их заработная плата даже по завышенному официальному курсу валюты составляет 25 долларов в день. Они жаловались на плохие условия безопасности и на эксплуататорские работы. Их «якобы» социалистический работодатель отказывается признавать профсоюзы, а также проигнорировал приказ министерства труда восстановить уволенных активистов профсоюзов.

Автомобили завода Venirauto представляют собой модифицированные старые модели империалистического Запада 80-х годов прошлого столетия. У модели Turpial, пятидверного хетчбека, прототипом является Ford Festiva, а салон Centauro – это клон Peugeot 405, но обе модели оснащены оборудованием, которое позволяет им ездить на природном газе. Антикапиталистические заявления появились из-за недовольства заграничной ценой: в Венесуэле цену этих моделей-соперниц сократили на 50%. Вопрос в том – найдете ли вы эти модели.

Производственная мощность завода составляет 25 000 автомобилей в год, но ему еле удается производить 10 000. Нет дилерской сети, нет источников кредитования – если только г-н Чавес лично не заказывает партию машин для высокопоставленных лиц.

Может быть, тем 30 000 клиентов, которые по заявлению правительства ждут антикапиталистических машин, стоит научиться обходиться без них. До того как расхваливать Turpial и Centauro, г-н Чавес постоянно выступал против машин. «Стремление получить машину», - сказал он студентам на соответствующем собрании, - «отравляет человеческую душу». С этими словами он сел в лимузин и уехал.

Статья взята из делового журнала «The Economist» на сайте www.economist.com

Прослушать



Скачать этот подкаст Аудио (6.4 Мб / 2:49
MP3, 320 kbps)