
Компания KLM Royal Dutch Airlines, основанная в 1919 году, - одно из самых старых транспортных агентств, которое до сих пор функционирует под своим названием. Когда в 1989 году компания объединилась с Northwest Airlines, она также стала первой, кто образовал крупный международный альянс между авиакомпаниями.
Несмотря на то, что в последние 20 лет длительное сотрудничество Northwest – KLM изучают в качестве передового совместного предприятия, многие не знают, что компания KLM также участвовала в сотне других альянсов. Профессоры из бизнес-школы IESE Африка Ариньо и Пинар Оскан, а также Джордан Митчелл изучили принципы сотрудничества компании KLM.
KLM подразделяет альянсы на три категории: коммерческое или тактическое партнерство, совместные предприятия и многосторонние авиаальянсы.
Первый тип сотрудничества относится к партнерству с небольшими авиакомпаниями для обслуживания корреспондирующих городов определенной местности. Примеры таких тактических взаимоотношений включают сотрудничество KLM с Alaska Airlines в США, с Comair в Южной Африке, FlyLaL в Литве и с TAM в Бразилии.
Вторая категория – совместное предприятие, которое определяется длительным партнерством, подразумевающим сотрудничество по некоторым маршрутам, а также интеграцию продаж, маркетинговых функций и поддержки операционного отдела.
В отличие от венчуров в других отраслях, компания KLM не всегда устанавливает отдельное формальное существование, когда обе стороны поставляют активы. В данном случае совместный венчур больше виртуален, и две авиакомпании продолжают быть обладателями своего собственного авиапарка. Но вместо того, чтобы принимать решения по одиночке, у них высокая степень координации в области планирования производительности и ценообразования. Они делят прибыль от совместных маршрутов пополам, за исключением случаев, когда один из партнеров совершает больше полетов. Примерами совместных предприятий являются связи KLM с Northwest, Kenya Airways и China Southern.
Третий тип сотрудничества – многосторонние авиаальянсы. KLM является участником альянса SkyTeam наряду с другими 11 компаниями и тремя транспортными агентствами, которые являются ассоциированными членами. Благодаря такому сотрудничеству авиакомпании-участники могут усилить свои позиции, так как они являются частью международной сети, а также у них есть возможность делать выгодные предложения пассажирам – например, набирать очки по специальной программе частых перелетов, если пассажир пользуется услугами данной сети.