Источник: nbcnews, информационный портал школ делового админимстрирования
У экономистов есть практическое правило, которое гласит: когда зарплата работников фаст фуда поднимается на 10%, цены должны повыситься в среднем на 0,7% или на 1 пенни на каждый доллар еды.
Однако, оказалось, что с кофе дела обстоят иначе. В то время как некоторым кофейням удалось сохранить цены после роста минимальной заработной платы, цены на капуччино и чай во многих случаях выросли гораздо сильнее, чем ожидали экономисты.
Например, исходя из формулы, чашка кофе в Окланде, Калифорния, должна была стоить на 2,5% больше после 36%-ного увеличения минимальной заработной платы до $12,25 ранее в этом году (один из самых значительных скачков в США).
Тем не менее, кофейня «Farley’s Coffee» подняла цены на 10-20% - 50 центов за чашку кофе, хотя по экономической модели рост должен был составить 10 центов.
Владельцы данного малого бизнеса, в том числе участники бизнес-школ, объясняют и готовят клиентов к предстоящему росту цен со словами «Очевидно, что наши издержки на ведение бизнеса серьезно увеличились с ростом зарплаты. Доход должен откуда-то поступать».
Примеры увеличения цен на кофе больше ожидаемого наблюдаются и в других городах США, где минимальная заработная плата выше федерального уровня.
«Это как своего рода налог, который нам приходится перекладывать на наших клиентов», - заявляет один из владельцев независимых кофеен. Владельцы увеличивают зарплату быстрее, чем необходимо, и частично перекладывают издержки на клиентов, которые, в общем и целом, не отказывают в поддержке. Например, в Сиэтле «Zoka Coffee» планирует к следующему году повысить зарплату большинства сотрудников до $15 – на несколько лет вперед графика, цены кофейни уже повысились: на 8 центов на латте и неизбежен второй скачок цен – на 25 центов.
Starbucks в этом месяце также повысил цены, несмотря на падение стоимости кофейных зерен. Компания не пояснила, связан ли рост цен с ростом минимальной заработной платы, но в районе Сиэтла цены выросли на 3,5% при общем подъеме цен Starbucks по стране на 1%.
По оценке эксперта Федерального резервного банка Чикаго, изучающего влияние роста минимальной заработной платы, кофейни стремятся держать как можно меньше сотрудников с минимальной заработной платой, чем стандартное заведение фаст-фуда (отрасль фаст-фуда находится под наибольшим влиянием роста минимальной заработной платы), следовательно, данное явление должно сказываться на кофейнях в меньшей степени. Есть предположения, что повышение цен, на самом деле, вызвано неудовлетворенным спросом. Ни для кого не секрет, что в определенную дату все компании должны поднять самую низкую зарплату сотрудников, и тут же появляется веская причина, по которой могут вырасти цены.
Уравнения с кофе не так просты, и стратегия предпринимателей (в том числе и прошедших зарубежные программы Executive MBA), может быть, выбрана верно, судя по словам одного из них: «Ни один из работодателей не хочет платить больше, но, с другой стороны, очень важно быть в состоянии удержать персонал и избежать высокой текучести кадров».