Источник: «The Economist»
Какие бы инновационные идеи ни появлялись в России, им, кажется, не суждено осуществиться. Примером тому служит инновационная беспроводная система 4G, новейшая в мире.
В то время как практически весь мир еще производит мобильные сети третьего поколения (3G), некоторые страны уже перешли на четвертое (4G). Россия представила очень интересный пример. Yota, самостоятельный стартап, построила сеть 4G с самого нуля, проложив 3 000 км оптоволоконного кабеля под землей, чтобы соединить точки беспроводного доступа. У фирмы амбициозные цели: она надеется стать мировым брендом. Это будет совсем нетипично для России.
У спонсоров Yota глубокие карманы и полезные связи. Государственной корпорации «Ростехнологии» принадлежит 25% холдинговой компании. Однако и сама Yota действует очень прозорливо. Ее контракты (900 рублей в месяц для лэптопов и примерно 450 рублей для смартфонов) не подразумевают ограничений по тому, какой объем информации можно скачивать (хотя фирма снижает скорость некоторых видов трафика, если станция перегружена), один фанатичный пользователь за месяц скачал почти два терабита информации – это примерно 2 000 фильмов.
Не мудрено, что Yota не ограничивается единственной технологией. У нее не возникает сомнений о том, чтобы переключить свою сеть с Wi-Max, которую она сейчас использует (телекоммуникационная технология, разработанная с целью предоставления универсальной беспроводной связи на больших расстояниях для широкого спектра устройств), на технологии LTE (технологии мобильной передачи данных, которые могут повысить эффективность, снизить издержки, расширить и совершенствовать уже оказываемые услуги, а также интегрироваться с уже существующими протоколами), которым сегодня нет равных в сфере 4G (подтверждают заинтересованные выпускники бизнес-школ). По заявлениям главы Yota Дениса Свердлова, две технологии очень похожи, но он полагает, что большинство смартфонов будут использовать LTE, поэтому он планирует перейти именно на эти технологии.
Yota вложила почти $500 миллионов долларов и уже привлекла 600 000 клиентов в пяти городах, хотя еще шесть месяцев назад у нее было 380 000 пользователей. Продажи в первой половине этого года составили $66 миллионов. Компания начала предоставлять услуги в июне 2009 года, но г-н Свердлов уверяет, что у Yota уже есть операционная прибыль (то есть до налогообложения, вычета процентов и других удержаний).
Г-н Свердлов хочет распространить деятельность в развивающихся странах. Правительства в таких странах, как он объясняет, не так заинтересованы в том, чтобы получать деньги от деятельности радиостанций, как в том, чтобы делать доступными беспроводные сети и способствовать развитию. Yota уже появилась и функционирует в Никарагуа и вскоре начнет предоставлять услуги в Беларуси и Перу. Компания надеется добавлять в список по две страны в год.
Будет ли процветать деятельность Yota, зависит от многих факторов (полагают выпускники Школ лидерства). И у фирмы есть проблемы на родине. Некоторые представители в российском правительстве полагают, что у нее слишком большой спектр радиочастот, которым надо поделиться с другим оператором. Регулятор телекоммуникационных систем страны недавно отменил некоторые права, и Yota борется с этим решением в суде. Российская беспроводная революция может уничтожить своего самого инновационного дитя.