Из науки в бизнес, или как фирмы создают стоимость за счет сотрудничества с университетами

Из науки в бизнес, или как фирмы создают стоимость за счет сотрудничества с университетами

Сегодня в обществе, «основанном на знаниях», для компаний становится все важнее «овладевать» новыми знаниями и технологиями, которые появляются в университетах. Почему? Потому что знания и технологии, созданные в результате взаимодействия отрасли и университета, могут быть использованы компаниями для дальнейшего развития инноваций и усиления влияния на бизнес.

Есть несколько способов того, как компании могут получать новые знания и технологии от университетов – от найма выпускников до заключения контракта об оплачиваемом исследовании (соглашается Международная бизнес-школа Executive MBA ГУУ). Но лишь небольшая доля университетов в Европе и США участвует в совместных с компаниями исследованиях. Согласно отчету AUTM за 2009 год лишь 6% общего бюджета на исследования поступают из частного сектора. Большая часть субсидирования идет из государственного сектора, и лишь некоторым университетам удается ухватить львиную долю частных поступлений. 

Если речь идет о лицензировании и/или продаже интеллектуальной собственности, у большинства университетов слишком малый доход, чтобы покрыть издержки своего офиса лицензирования технологий. Заметное исключение составляет Университет Норсвест, который в 2008 году 480 миллионов долларов лицензионного дохода и роялти. Кроме того, у университетов обычно нет деловой жилки, необходимой для того, чтобы участвовать в сложных процессах взаимодействия с компаниями. Поэтому они стремятся привлечь внешних партнеров, которые бы помогли им коммерциализировать результаты исследования. Ярким примером того, как компании втягиваются в процесс взаимодействия «наука-наличные», стали фармацевтическая и биотехническая отрасли.

В настоящее время партнерство университетов и компаний играет особую роль, так как поднимается все больше вопросов относительно энергии, воды, еды и климата. Впервые неделовые вопросы так тесно связаны с бизнесом (подтверждают выпускники Школ делового администрирования). Производство и науку необходимо объединить в одно целое, чтобы наш мир двигался к будущему с экологически устойчивым развитием. Нетехнические инновации еще никогда не имели такой значимости для успеха бизнеса – например, новые бизнес-модели или управленческая практика, которые часто идут в сопровождении информационных и коммуникационных технологий.

Однако университеты по всему миру столкнулись с проблемой сокращения государственного финансирования (например, в Японии оно сокращается на 1% в год), следовательно, они вынуждены переориентироваться в большей степени на частные субсидии. Но выше указанные показатели свидетельствуют о том, что университеты не могут рассчитывать на преимущество коммерциализации в ближайшем будущем. Тем не менее, им предстоит предпринять шаги, чтобы совершить важный переход от сугубо научного видения к видению, которое поощряет сотрудничество с фирмами и нацелено на поиск решения.

Быстрыми темпами меняются не только университеты, но и само производство. Поскольку компании все чаще вынуждены ориентировать свою внутреннюю исследовательскую деятельность на краткосрочные выгоды, многие из них начинают следовать своим долгосрочным стратегиям благодаря сотрудничеству с университетами (сообщают американские бизнес-школы). В результате возникает новый формат партнерства, который, в итоге, изменит роль как компаний, так и университетов.

Что же делают компании, чтобы облегчить передачу знаний?

Соотносят цели и заведение. Как только компания определила основные цели развития своего бизнеса, ей необходимо понять, с какими учреждениями надо сблизиться. Важно, чтобы в поле зрения фирм входили Китай и Индия, так как университеты в этих странах сильно способствуют инновациям.

Помогают выпускникам. Ежегодно стартап HiFiCom со штатом в 40 человек в Копенгагене набирает 20 выпускников из местной школы инженерии. Менеджеры из компании проводят курсы мастерства, которые помогают выявить кандидатов для работы. Некоторых студентов нанимают, таким образом, постоянный поток свежих талантов и идей дает компании преимущество стабильного роста.

Участвуют в совместных исследованиях. Компания HP сотрудничает более чем со 100 университетами по всему миру. В основном это китайские университеты – Университет Пекина и Университет Цинхуа. Совместные исследования часто касаются сложных вопросов и нацелены на долгосрочную перспективу. Несмотря на то, что для HP подобные проекты обычно второстепенны, они часто приводят к изменению плана развития бизнеса какого-либо бизнес-подразделения.

Покупают лицензии и интеллектуальную собственность. Женевская компания NovImmune, занимающаяся моноклональными антителами для лечения пациентов, страдающих от проблем, связанных с иммунитетов, появилась в 1998 году, после того как получила лицензию у Университета Женевы.

Создают самостоятельных подразделений. У Кэмбриджского университета, у которого в 2009 году было пять стартапов, есть несколько успешных организаций, преобразованных из подразделений – в том числе и  Metalysis, который коммерциализировал технологический процесс, чтобы производить высококачественные специальные металлы и сплавы, которые используются для электроники, медицины, морского дела, аэрокосмического, химического и других секторов. Технология обеспечила производство с меньшими издержками и меньшими последствиями для окружающей среды.

Существует не только финансовая выгода от передачи знаний, которую ощущает университет, компания и общество в целом. Например, сотрудничество поможет университетам сконцентрировать исследование на потребностях общества и производства в широком смысле. Более того, сотрудничество может вылиться в социо-экономические преобразования – новые рабочие места, новые компании, новые продукты, как, например, жизненно важные лекарства (уверены выпускники программ Executive MBA). Это выигрышная ситуация для всех сторон, и от этого может зависеть наше будущее!


Статью подготовил Джордж Хаур, профессор инновационного и технологического менеджмента в Университете IMD, преподаватель модуля MBA по инновациям и предпринимательству.