Деловая коррупция подразумевает под собой неверной принятие решений со стороны сотрудника или руководителя, который на первый план ставит личные интересы, а не интересы компании. Это очень серьезная проблема для компании, так как не только нарушаются моральные и этические принципы, но и создается угроза стабильности и будущему развитию бизнеса.
Может ли бизнес как-то бороться с коррупцией? Ответ на этот вопрос попытались найти профессора бизнес-школы IESE Антонио Аргандонья и Рекардо Морел Берендсон.
По их мнению, в деловом мире необходимо создать этическую культуру и привести в действие надежную анти-коррупционную стратегию. В связи с этим передовая мировая анти-коррупционная организация Transparency Internation привела основные базовые принципы для компаний:
- вести дела честно, открыто и справедливо;
- не предлагать и не давать взяток напрямую или косвенным путем, даже если от этого зависит развитие компании;
- не брать взятки напрямую или косвенно;
- разработать программу, чтобы реализовать эти принципы и придерживаться их.
Существуют также и другие инициативы, которые заложили основы анти-коррупционной деятельности. Например, организация Global Compact в США призывает компании добровольно придерживаться социальной ответственности в области человеческих прав, рабочих мест и окружающей среды, а также принимать все необходимые меры по борьбе с коррупцией.
Некоммерческая организация Международный форум лидеров бизнеса утверждает, что при построении анти-коррупционной стратегии компании должны руководствоваться тремя видами действий: внутренними, внешними и коллективными.
Внутренние действия подразумевают внедрение анти-коррупционной политики и программ в пределах самой компании и бизнес-операций, а также оценивать риск, который может быть вызван коррупцией. Необходимо сделать следующее:
1. Создать правила деловой этики. Как только компания изъявила желание следовать закону, она должна принять свои собственные деловые принципы и этические правила, которые бы отвечали ценностям компании и предотвращали противозаконные действия. Этот критерий должен быть установлен заранее, его должны принять все сотрудники.
2. Определение обязанностей. Сотрудники компании и, особенно, старшие руководители должны хорошо знать свои обязанности в управлении и применении анти-коррупционной стратегии. Помимо этого, важно, чтобы все сотрудники компании проходили обучение этике.
3. Рассмотрение особых ситуаций. Есть некоторые ситуации, в которых особенно важно быть добросовестным – например, пожертвование благотворительным или культурным организациям, финансирование политических кампаний или снижение взносов для ускорения процесса или транзакций.
4. Транспарентность. Все операции, в которых компания выплачивает или получает деньги, должны быть фиксированы.
5. Надзор и контроль. Для борьбы с коррупцией необходимо внедрить внутреннюю отчетность и механизмы мониторинга.
6. Дисциплинарные меры и реакция. Коррупцию нельзя оставлять безнаказанной. Усилив свою анти-коррупционную стратегию, компания может избежать серьезных проблем и даже повысить свои возможности и конкурентоспособность.
Что касается внешних действий, то существует 4 принципа борьбы с коррупцией:
1. Быть ответственным и транспарентным. Минимизировать риск быть вовлеченным в коррупционные действия. Необходимо осознавать всю ответственность за совершаемые действия.
2. Объявить критерии. Анти-коррупционные стандарты компании должны быть известны не только внутри организации, но также среди партнеров, клиентов и поставщиков.
3. Механизм для регистрации жалоб. О коррупционной практике можно сообщать и внешним агентствам, которые функционируют в этой сфере, а также правительственным и судебным учреждениям.
4. Надзор и контроль. Успех внешних действий компании также зависит от установления надзора и контроля за операциями.
И, наконец, коллективные действия подразумевают два пункта:
1. Принимать коллективные меры. Желания одной компании устранить коррупцию может быть недостаточно, так как эта компания может существовать в более широком контексте, где коррупция присутствует в изобилии. В таком случае компаниям следует действовать сообща.
2. Стремиться к совершенству. Компании, которые нацелены на борьбу с коррупцией, должны сохранять свое стремление действовать в рамках закона и морали. В сложившейся ситуации компаниям будет легче преодолеть коррупцию, если они будут взаимодействовать друг с другом, а также с бизнес-ассоциациями и гражданскими организациями.
Таким образом, становятся очевидными преимущества борьбы с коррупцией: появляется атмосфера большего доверия внутри организации, компания получает прочную репутацию организации с социальной ответственностью. Это повлечет за собой лучшие экономические, социальные, человеческие и этические показатели.