Инвестирование: в поисках преемника iPod

Инвестирование: в поисках преемника iPod

Новинка компании Apple, новый планшетный компьютер iPad, который Стив Джобс представил 27 января, заставил задуматься специалистов на Уолл Стрит о том, какой практический результат для компании будет иметь новое предложение и чем на него ответят конкуренты.

Инвесторы не зря обращают на это внимание: ничто так сильно не влияет на биржу, как ажиотаж вокруг новой продукции. (Акции Apple с 9 марта 2009 года выросли на 134%, 27 января, в день выпуска iPad, они выросли еще на 1,4%, но уже 28 января они упали на 4,1%).

Эта игра может стать опасной для инвесторов. Энтузиазм на фондовой бирже редко бывает длительным. Акции, которые подкрепляются очень популярными продуктами, могут сильно вырасти, а потом внезапно упасть, если что-то пойдет не так.

Apple продолжает получать доход от акций с 2001 года, когда вышла первая модель iPod, однако другие компании не смогли сохранить такого энтузиазма на Уолл Стрит. Появление популярных продуктов, как, например, телефона Motorola RAZR или приставки видеоигр Wii от компании Nintendo, изначально привели к росту акций, но сегодня цена этих товаров гораздо ниже первоначальной.
Изменения на рынке могут быть кардинальными: рост акций компании Crocs достиг 423% за 20 месяцев, после того как в 2006 году компания сделала новое предложение. Однако за последующие девять месяцев обувная компания потеряла 90% своей стоимости, по мере того как снижалась популярность обуви Crocs.

По мнению экспертов, первая задача для инвесторов заключается в том, чтобы суметь предсказать, какая продукция будет иметь успех. «Нужно выйти и поговорить с людьми, которые используют эту продукцию, и понять, что именно им в ней нравится», - советует Ричард Пароуер, менеджер Инвестиционного фонда мировых технологий Seligman. Если речь идет о продукции для бизнеса, тогда необходима техническая экспертиза – мнение людей на улице не имеет значения для производителей программного обеспечения.

За всю историю Уолл Стрит было много сожалений по отношению к компаниям и товарам, которые казались многообещающими, но внезапно терпели неудачу. Инвесторы должны ставить себя на место потребителей в будущем. Если все соглашаются в том, что продукт потрясающий и новаторский, значит, инвесторам уже слишком поздно действовать. «Вам не нужно то, что хорошо сегодня», - уверен Пол Сазерленд, президент и главный инвестиционный менеджер компании  Financial & Investment Management Group. – «Вам необходимо то, на что будет спрос в последующие пять лет».

Даже самая новаторская продукция не гарантирует прибыль инвесторам, особенно из-за того что креативные руководители редко готовы к борьбе с проблемами, которые может вызвать резкий рост. Нужно помнить о прибыльном производстве, управлении маркетингом, управлении продажами и распространении. «Команды молодых и неопытных управленцев могут не видеть перед собой каменной стены», - утверждает Пароуер.

Одно из препятствий, которые компании должны с ловкостью преодолевать, - это конкуренция. Если ваш продукт успешно продвигается, значит, он обязательно привлечет конкурентов. «Конкуренция появляется там, где можно получить прибыль», - говорит Сазерленд.

Браузер Navigator компании Netscape господствовал в первые годы существования «Всемирной паутины», позже он уступил свои позиции компании Microsoft с его Internet Explorer и другим браузерам. Компании Research In Motion приходится постоянно представлять новые модели BlackBerry, чтобы не уступать конкурирующим смартфонам.

Некоторые компании, например, фармацевтические, могут положиться на патенты, которые представляют собой некоторую защиту прибыли. Но в быстро развивающемся мире инноваций такие примеры единичны. Единственный выход для большинства компаний – продолжать продвигать инновации, пытаясь быть на шаг впереди своих конкурентов.

Инвесторам следует искать инновационные компании с твердыми финансовыми позициями или же те, кого поддерживают крупные инвесторы с большими возможностями

Крупные компании чаще проводят небольшие улучшения, нежели одну крупную инновацию, согласно философии кайдзен, или философии «продолжительных улучшений», которая впервые была использована японскими компаниями. В теории курс акций отражает долгосрочные перспективы компании. Когда инновация появляется внезапно, очень сложно предсказать будущее. Важно следить за линией продукции компании. Если компания показывает какие-либо признаки снижения темпов инновации, лучше всего продать ее, лучше выйти из игры раньше. Ни одна компания не выживет без новой продукции и услуг, иначе она потеряет рыночную долю. В бизнесе нельзя расслабляться.


Статья взята на сайте печатного издания Business Week.

Прослушать



Скачать этот подкаст Аудио (11.8 Мб / 5:08
MP3, 320 kbps)