
Майкл Мобуссен, ассоциированный профессор экономики и финансов в Колумбийской бизнес-школе, рассказывает о своей недавно опубликованной книге «Больше, чем вы знаете», в которой он защищает необходимость совмещать дисциплины.
По словам профессора самым приверженным сторонником этой идеи является Чарли Мангер (партнер Уоррена Баффета по Беркшир Хэтэуей), который считает, что лучше всего разрешать проблемы, когда в голове у вас есть сетка моделей из разных дисциплин. Он любит повторять фразу: «Для человека с молотком любая проблема кажется гвоздем». Другими словами, если у вас определенный конкретный взгляд на жизнь, вы будете решать проблемы односторонне, и вряд ли это решение будет эффективно.
Совмещение предполагает под собой сочетание лучших идей из разных дисциплин, чтобы в случае, когда вы столкнетесь с проблемами в бизнесе или инвестировании, у вас было больше возможностей разрешить их благоразумно. Зачастую необходимо подобрать соответствующую метафору или аналогию, чтобы обдумать разрешение проблемы.
Майклу Мобуссену пришла идея написать книгу летом 2000 года, когда он отдыхал с семьей. Дедушка его жены передал ему журнал «Тайм», в котором была опубликована статья про Тайгер Вудса. В ней говорилось о том, как он выиграл чемпионат по гольфу в 1997 году с перевесом в 12 очков. Но ко всеобщему удивлению Тайгер Вудс остался недоволен своими показателями и начал работать над тем, чтобы повысить результаты. На соревнованиях 1999 – 2000 годов он стал бесспорным лидером. Читая эту статью, я вспомнил о ландшафте пригодности (эволюционная концепция, которую биологи используют для описания совместимости видов). Для того чтобы лучше понять концепцию, можно представить себе горную цепь. Все виды животных пытаются подняться на самую вершину, но, поднявшись на одну гору, понимают, что это не предел, и что есть вершина гораздо выше.
Данная идея пригодности, или адаптивности может использоваться в корпорациях. Есть много примеров компаний, которые, забравшись на вершину холма, далее стремятся на самую высокую вершину горы. Одной из таких корпораций является Kodak, где традиционный бизнес находится в упадке, но цифровая отрасль развивается быстрыми темпами. Таким образом, компании необходимо было спуститься с одной вершины, чтобы подняться на другую.
В своей книге профессор Мобуссен сравнивает инвестирование с природным миром. Первую аналогию он проводит с рыбками гуппи (самая популярная и неприхотливая аквариумная рыбка). Самки гуппи предпочитают ярко окрашенных самцов, но, когда их поместили в неестественную среду, где другие самки выбирали самцов менее яркой окраски, они переступили через свои предпочтения и начали имитировать поведение других самок. Имитация – частое явление в животном мире, но она не менее важна и в человеческом мире. Люди – социальные и подражающие создания, и это отражается на бизнесе и инвестировании. Когда у вас много различных точек зрения, вы добиваетесь значительных результатов. Но когда все делают одно и то же – например, слепо следуют одной и той же тенденции – это часто приводит к негативным последствиям.
Можно привести другой пример – муравейник. У муравейника есть свой жизненный цикл – трудный и адаптивный. Но муравьи не существуют по одиночке, они живут во взаимодействии. Здесь можно провести четкую параллель с рынками. Как рынки становятся эффективными? Конечно, за счет взаимодействия между различными инвесторами. Механизм, который собирает информацию воедино, - фондовая биржа, а оттуда уже появляется фондовый рынок. Нельзя понять, что такое рынок, исходя из мнения отдельного инвестора, так как каждый инвестор – часть общей картины. Именно сочетание всех составляющих складывает целую картину.
В мире финансов много вопросов остается без ответа. Например, никто точно не знает, как рынки капитала становятся эффективными. Есть много широко известных теорий, но эти традиционные идеи скоро будут смещены концепциями комплексных адаптивных систем или концепцией мудрости толпы.
В заключение следует также упомянуть о том, что в инвестировании сложно добиться своевременной и четкой ответной реакции. Когда вы покупаете или продаете акции, вы не знаете, правильное это решение или нет. В связи с этим возникает вопрос – сможем ли мы создать какую-нибудь искусственную среду, которая бы помогла людям получать четкий ответ на их решения?