GM «нажал на тормоза»

GM «нажал на тормоза»

Решение GM оставить себе Opel вызывает недовольство Германии.

Решение «Дженерал Моторс» не продавать контрольный пакет акций Opel консорциуму под руководством компании Магна удивило и возмутило немецкое правительство, а также обеспокоило работников. Месяцами шли переговоры, соглашение было уже почти подписано, но в последний момент GM «нажал на тормоза», неожиданно сделав заявление в среду 3 ноября о том, что компания собирается сохранить операции по производству автомобилей в Европе, за исключением Saab в Швеции.

Министр экономики Германии Райнер Брюдерле назвал поведение GM «совершенно неприемлемым». Кроме того, возмущенные профсоюзы объявили в Opel забастовку, так как боятся, что GM, в отличие от Магны, планирует провести большое сокращение рабочих мест. GM наверняка попросит существенной государственной поддержки на свой план реструктуризации. Немецкое правительство уже предоставило Еврокомиссии письменное подтверждение того, что помощь, которая была предложена компании Магна, доступна для всех, у кого в целях стоит сохранение Opel.

В прошлом году, переживая нелегкие времена, GM поставил свой бизнес на продажу, у него было несколько вариантов. Европейские машины GM в основном производились в Германии и Великобритании (под маркой Vauxhall), также небольшая часть производства находилась в Испании, Польше и Бельгии. Наиболее логической сделкой было бы принять предложение от итальянской компании Fiat. Другое предложение финансового инвестора из Бельгии RHJ было тоже привлекательным для GM, так как сохранялась возможность выкупить Opel, как только дела компании наладятся.

Но поддержку немецкого правительства, выборы которого состоялись в сентябре, получило рискованное предложение от Магны в сотрудничестве с русским Сбербанком. Причина тому была простая – консорциум обещал сохранить как можно больше рабочих мест из общих 25 000 в компании GM в Германии.

К концу августа экономическое положение GM стало улучшаться, совет директоров начал рассматривать возможность оставить Opel себе. Логика заключалась в следующем: бизнес Opel был прочным, компания делала большой вклад в развитие технологии, особенно для небольших машин, а это было необходимо для материнской компании. GM также заметил, что европейские операции Ford помогли компании избежать банкротства.

Но через несколько недель GM снова склонилось к тому, чтобы принять предложение Магны, так как оно получило поддержку Ангелы Меркель. Ее правительство обещало Магне гарантию по займам в 4,5 миллиарда евро. GM был вынуждено отступить.

Несмотря на то, что на публике компания вела себя достаточно уверенно, внутри компании стоял гул недовольства. В головном офисе в Детройте больше всего беспокоились о том, что интеллектуальная собственность GM будет переходить к русской автомобильной компании ГАЗ, которая была в консорциуме с Магной. По соглашению у GM должна была остаться 35%-ная доля Opel, руководители GM опасались, что это может привести к недопониманию между новыми владельцами и бывшей материнской компанией.

Аналитики также осуждают Магну за то, что она могла сама себя поставить под угрозу, так как, занимаясь сборкой автомобилей, она могла быть вытеснена крупнейшими конкурентами, например, Volkswagen.

В итоге, GM снова вернулось к первоначальному решению сохранить у себя Opel, что стало возможным после вмешательства еврокомиссара по вопросам конкуренции. Возникло подозрение, что немецкое правительство несправедливо отдавало предпочтение Магне и нарушило правило одного рынка в ЕС. Правительство Меркель было вынуждено в письменной форме опровергнуть это и подтвердить, что помощь Opel будет оказана независимо от владельца.

GM хочет возродить Opel, для этого он планирует сократить фиксированные издержки на 30%, закрыть некоторые заводы и ликвидировать 10000 рабочих мест из общих 50 000 отдельные национальные предприятия и торговые представительства Opel будут заменены компанией GM Europe с офисом во Франкфурте.

Статья взята из журнала «The Economist» на сайте economist.com