Facebook ничего не боится

Facebook ничего не боится

Источник: “The Economist”, русский текст – при поддержке Executive MBA

Еще не так давно многие думали, что Facebook перегорит. Некоторые социальные сети, подобно MySpace и Friendster, превратились из популярных во враждебные, что привело к сомнениям относительно будущего Facebook – сможет ли он когда-то стать крупной стабильной компанией. Неуклюжее IPO социальной сети в 2012 году, когда в первый же день торгов цена за акцию упала, привело некоторых к мысли о том, что Facebook – воплощение нового уже технологического «пузыря», который, в конечном счете, лопнет. На сегодняшний день Facebook – шестая по стоимости публичная компания в мире с рыночной стоимостью примерно $325 миллиардов. В прошлом году доход составил $18 миллиардов, что в два раза больше, чем два года назад. Как компании Марка Цукерберга удалось пережить скептичное отношение окружающих и превратиться в рекламного гиганта?

Facebook была не первой социальной сетью, но компания училась на ошибках своих предшественников (используется в коучинге по профессиональному росту). Когда компания только появилась на свет в 2004 году в комнате Цукерберга в общежитии Гарварда, Facebook был доступен только для студентов определенных университетов, потом компания открыла двери для остальных университетов и высших учебных заведений, а затем и для всего мира. Медленная экспансия (расширение сначала за счет новых университетов, а затем, когда выросли мощности сервера, - и для всех остальных) давала гарантии, что компания не вызовет постоянного недовольства, как в случае с сайтом Friendster, который просто отталкивал пользователей. Facebook также сконцентрировал усилия на разработке «притягательного» продукта, к которому бы люди должны были постоянно возвращаться. Эта задумка подразумевала инвестиции в усовершенствование алгоритмов, отвечавших за соответствующий контент для пользователей. Сегодня американцы проводят 22% времени в интернете на Facebook, в то время как на поисковик Google и на YouTube американцы тратят всего 11% интернет-времени.

Основной причиной, почему Facebook превратился в огромную компанию, - количество получаемой информации. Пользователи добровольно делятся огромным количеством информации с Facebook: своими интересами, биографией, местонахождением и друзьями. Facebook в состоянии отслеживать онлайн, куда ездят пользователи: все «лайки» передаются непосредственно на Facebook, в том числе и с других сайтов, где есть такая функция от Facebook (пример стратегического мышления). Ни у одной другой компании, кроме Google, нет такого количества информации о пользователях. Это основы успеха Facebook. Рекламные действия удается направить на пользователей с высокой точностью, исходя из того, что Facebook знает о них.

Переход от компьютеров к мобильным устройствам, который первоначально воспринимали как риск для компаний, зависевших от интернет-рекламы, только способствовал росту популярности Facebook. Использование мобильных телефонов привело к тому, что люди проводят еще больше времени на Facebook и предоставляют социальной сети еще больше информации, которую можно использовать, чтобы понять, какую рекламу стоит отправить клиенту в зависимости от его местонахождения и используемого мобильного устройства (разработка стратегических сессий).  

В погоне за доходами от рекламы Facebook, безусловно, сталкивается с препятствиями. На социальную сеть уже обрушились недовольные отзывы от пользователей, когда компания изменила свою политику приватности. Кроме того, Facebook постоянно приходится конкурировать за время пользователей. Twitter, который когда-то казался угрозой, не оправдал опасений, отчасти из-за постоянной смены руководителей, что вызывает неуверенность у рекламных компаний. Facebook, в свою очередь, устранил остальных конкурентов: купил Instagram в 2012 году и WhatsApp – в 2014 году. Это еще в разы увеличило количество времени, которое пользователи посвящают Facebook, и количество поступающей информации. Сегодня существует только два интернет-гиганта: Google и Facebook, и их конкуренция в сферах, где они сталкиваются (онлайн-видео, искусственный интеллект и внедрение интернета в страны третьего мира) с годами будет только обостряться.