Денежный вампир Goldman

Денежный вампир Goldman

Источник: «The Economist», русский текст – при сотрудничестве с программой Executive MBA.

Goldman сделает все, чтобы не пропустить первичное размещение акций Facebook.

В 2009 году журнал «Роллинг Стоун» обозначил инвестиционный банк Goldman Sachs как «огромного кальмара-вампира», который присасывается ко всему, что может принести деньги. На прошлой неделе «кальмар» принял участие еще в одной крупномасштабной сделке. Вместе с российской группой Digital Sky Technologies банк инвестировал $500 миллионов в Facebook, оценивая в целом компанию на целых $5 миллиардов. Банк также планирует создать подконтрольный себе фонд, который поможет «выкачать» из других состоятельных инвесторов вплоть до $1,5 миллиардов для компании.

Благодаря этой сделке Facebook получит дополнительную приличную сумму наличных для обновления центров обработки данных и других приобретений. У компании появится возможность дальнейшего роста без необходимости выставлять свои акции на продажу. Для Goldman эта транзакция представляет собой возможность ухватиться за интернет-компанию, о которой мечтает любой инвестор. Помимо того, чтобы пользоваться в дальнейшем ценностями Facebook, банк еще планирует поживиться на взносах, которые он будет собирать за управление новым фондом. Нет сомнений, что банк надеется, подобравшись к верхушке Facebook, повысить свои шансы на то, что, когда настанет момент, именно он будет управлять первичным размещением акций компании.

Новость о сделке вызвала горячие дебаты. С середины 2009 года скрытая стоимость Facebook возросла в пять раз, но скептики сомневаются, что фирма, чья бизнес-модель еще только опробуется, может стоить больше, чем всеми признанные медиагиганты, как Time Warner. 

Поскольку Facebook не обязан обнародовать финансовую информацию, сложно сказать наверняка, переплачивают ли Goldman и DST, у которых уже до этого была неплохая доля акций Facebook. Сторонники компании утверждают, что перед одним только масштабом сети рекламные агенты не могут устоять. Дебра Ахо Уильямсон из исследовательской компании eMarketer отмечает, что Facebook начал привлекать даже самых консервативных (и с большим карманом) рекламных агентов, типа Procter & Gamble.

Компания все больше становится похоже на естественную монополию. MySpace, который когда-то доминировал на арене социальных сетей, сейчас больше выглядит, как My Empty Space (Мое пустое пространство). Ходят слухи, что организация собирается провести сокращение штата. А у сетевых новичков, вроде Twitter, у которого также возросла стоимость (до $3,7 миллиардов), доходы составляют лишь жалкую долю доходов Facebook, которые некоторым заявлениям в прошлом году достигли $2 миллиарда.

Все-таки при $50 миллиардах Facebook кажется достаточно дорогим. Если его ежегодные продажи действительно составляют $2 миллиарда, это означает, что Goldman и DST платят за свои акции 25-ую долю от нынешних доходов. Это поразительно высокий множитель даже, учитывая современные стандарты для мира стартапов.

Кроме того, , Facebook еще не дошел до такой прочной модели рекламных кампаний, как, скажем, у Google, чья реклама в поисковике полезна для потребителей, которые собираются что-то приобрести. Большинство доходов Facebook идет от трансляции низкопробной рекламы. И, несмотря на то, что компания получит свою прибыль за счет растущего интереса маркетологов к продвижению по принципу «из уст в уста», компании все же стоит побороться за дополнительные доллары с традиционными медиа-брендами, чье богатое внутреннее содержание стало привлекательным для рекламы социальных медиа.

Несмотря на это, инвесторы все еще борются за то, чтобы добраться до акций Facebook, и Goldman готов помочь им, только если они будут действовать по определенным правилам. Клиенты, которые подумывают о том, чтобы вступить в новый фонд Facebook, насколько известно, должны внести каждый по $2 миллиона и сохранять акции, которые они получат, по крайней мере, до 2013 года.

Проблема для Facebook и Goldman заключается в том, что запланированный банком фонд может не отвечать интересам Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC). 3 января брокер-дилер акций частных компаний SecondMarket рассказал, что SEC запросила у него информацию об объединенных инвестиционных фондах, сформированных для приобретения акций частных компаний – это аналогичный механизм действий, который вынашивает Goldman для будущих инвесторов Facebook .

Несколько месяцев назад некоторые финансовые институты также сформировали похожие механизмы с конкретной целью – инвестировать в акции частных компаний, тем самым повысив к себе интерес SEC. В последствие оправдались предсказания о том, что регуляторы, в итоге, могут начать воспринимать подобные объединения не как единого акционера, а как собрание индивидуальных инвесторов. А этот факт окажет серьезное влияние на те компании, которые получают инвестиции. Правило SEC требует того, чтобы частные фирмы, в которых официально 500 и более акционеров конкретного вида акций, публиковали ежеквартальные доклады и аудит финансовой отчетности. Столкнувшись с такими обязательствами, большинство фирм начинает склоняться к созданию общедоступного списка. Это правило стало одной из причин, почему Google в 2004 году, наконец, решил стать публичной компанией.