Если правильно управлять и подпитывать дружбу с коллегами и соперниками, можно добиться превосходных результатов.
Может ли дружба, которая завязалась на работе, превратиться в обычную повседневную дружбу? Что это значит для бизнеса?
«Иногда люди пытаются провести четкую грань между теми, к кому у них искреннее влечение, и теми, с кем они связаны профессионально», - говорит профессор факультета Делового управления Колумбийской бизнес-школы Пол Ингрэм. – «Экономический аспект дружбы подрывает безопасность социальных отношений. Человек всегда интересуется, пошли бы с ним на матч приятели, если бы они не были связаны бизнесом? Интересуются ли они мной или это всего лишь отражение экономических интересов?». Других может беспокоить, как и их сотрудников, тесная дружба с конкурентом, который может организовать заговор или навредить интересам фирмы.
Но профессор Ингрэм советует не избегать деловой дружбы – отношений, которые могут быть выгодны в социальном и экономическом аспекте. Такие взаимоотношения не только сами по себе полезны, они еще приносят огромную пользу бизнесу во всевозможных аспектах.
Ингрэм и его ассистент Кси Зу провели исследование динамики деловой дружбы, чтобы выяснить, как профессионалы сохраняют баланс между доверием, верностью, эмоциями и профессионализмом в подобных связях. Они изучили огромное количество предыдущих исследований, чтобы оценить выгоду и последствия деловой дружбы.
Наверное, не удивительно, что деловая дружба зависит от культуры. В Китае профессионалы полагаются на дружеские связи в управлении фирмы, признавая, что личностные связи помогают строить доверие и ответственность в профессиональных отношениях. Например, если они узнают, что коллега родом из той же деревни, что и они, это уже служит доказательством, что на него можно положиться и доверять ему.
В некоторых западных компаниях, наоборот, личностные связи и дружба недооцениваются и их остерегаются. Профессор Ингрэм провел исследование взаимоотношений между менеджерами конкурирующих отелей в Австралии. Менеджер одного из отелей полностью отрицал дружбу с менеджером конкурентного отеля. Но его упорство опроверг один телефонный звонок, после которого менеджер вернулся довольным и поделился с профессором новостями о том, что у менеджера конкурентного отеля родился сын. Вечером они собирались с коллегами праздновать это событие.
«Подобное стремление отпраздновать рождение чьего-то ребенка – явное проявление дружбы», - говорит профессор Ингрэм. – «Но менеджер ни в коем случае не хотел признавать своих дружественных отношений с конкурентом». Австралийское исследование показало, что дружественные отношения менеджеров конкурентных отелей обошлись каждому в 1998 году в 268 000 долларов США. Ингрэм подсчитал, что доход этой отрасли в целом благодаря такой дружбе должен был составить 15% или 90 миллионов долларов. Важно упомянуть, что профессор и его ассистент не нашли никаких доказательств фиксации цен или нарушений антитрестового законодательства.
Один менеджер рассказал профессору о своих переговорах с тур-оператором и менеджером из другого отеля, которые иллюстрируют, как отсутствие деловой дружбы сказывается на доходе. Оператор разговаривал с менеджерами разных отелей и хотел, чтобы ему предоставили блок комнат. Он принимал предложение одного менеджера, затем звонил другому, рассказывал о предложении конкурента и просил перебить его. Он повторял этот процесс несколько раз. Тур-оператор просто устроил аукцион, сталкивая двух менеджеров между собой. «Конечно, они понимали, что происходит», - говорит профессор Ингрэм, - «но если бы они были друзьями, один из них подумал бы: «Нас доведут до предельных затрат, я прекращаю эти переговоры и дам возможность своему приятелю получить хотя бы какую-то выгоду. Надеюсь, в будущем он отплатит мне тем же».
Исследователи также выявили, что деловая дружба проходит через некоторые стадии по мере карьерного роста человека. Сначала у человека достаточно большая социальная сеть, большой круг общения с людьми из фирмы и вне фирмы. Даже когда подобные взаимоотношения не слишком крепкие, человек представляет собой ценность, так как генерирует новые идеи и видит творческий подход. Но когда человек получает более значимую должность и занимает руководящие позиции, он начинает больше внимания уделять доверию, круг общения сужается.
Несмотря на то, что деловая дружба может вызывать некоторый стресс и ей сложно управлять, она может быть невероятно выгодна для карьеры. Но подобные отношения необходимо систематически признавать и подпитывать.
Статья подготовлена специально для раздела Ideas at Work на сайте Колумбийской бизнес-школы.
Прослушать