Источник: Entrepreneur, русский текст – при поддержке Executive MBA
Джон усердно думал над тем, как разрешить сложную ситуацию, сложившуюся с поставщиком компании. Он пошел к своему руководителю Стефани и спросил ее совета. Вместо того чтобы говорить, что ему стоило бы сделать, или давать конкретные указания, Стефани ответила: «Джон, хочу рассказать тебе историю…» Она рассказала ему историю из своего карьерного опыта и объяснила, к чему привело ее решение спустя годы.
Она закончила рассказ, сделала паузу и ждала реакцию Джона. Спустя несколько секунд молчания, Джон улыбнулся и сказал: «Уловил. Спасибо». Он встал и вышел из кабинета, хотя Стефани не дала ему прямого ответа на вопрос.
Большинство лидеров концентрируют свое внимание на данных и фактической информации. Точные данные очень важны для принятия верных решений, но на протяжении всей истории констатация фактов не являлась самым распространенным методом развития лидерских качеств. Скорее, прибегали к каким-то историям, это была самая популярная форма вербального выражения. Доказательством могут служить греческие философы, работы восточных мудрецов, и в целом литература сквозь века была направлена на обучение жизненным принципам и морали.
И Аристотель, и Сократ, все использовали истории, основывавшиеся на повседневной жизни, а не на констатации фактов. Например,
- Помните, басню Эзопа про черепаху и зайца? Вкратце, в уме, восстановите суть истории. Какова мораль истории для нас?
- Как насчет сериала «Назад в будущее», где Алекс (Майкл Фокс) и профессор Браун отчаянно пытаются исправить ошибки, возникшие в «пространственно-временном континууме»? Какие жизненные принципы нам пытаются продемонстрировать?
В чем польза рассказов?
1. Истории подключают различные части нашего головного мозга, усиливая эффективность обучения. Истории подразумевают под собой не только слова, но и визуализацию, картинки, которая всплывает у нас в голове, а яркие истории могут вызывать и эмоциональные реакции.
2. В историях нет никакой угрозы, и люди не ставят барьеров. Обычно истории рассказываются в контексте третьего лица, поэтому история зачастую преподается в неформальном стиле, и слушающий воспринимает ее с «открытым» мышлением (креативным).
3. Мы часто ассоциируем себя с каким-то героем и можем обратиться к его опыту и действиям. Мы «видим» себя в истории, переживаем те же события и эмоции, что и герой (мотивация).
4. Истории всегда легче запоминаются, и их легче рассказывать другим, по сравнению с фактами. Благодаря визуализации мы всегда сможем вспомнить суть, в то время как факты не всегда всплывут у вас в голове.
Понаблюдайте за ведущими лидерами и влиятельными людьми. Они часто превосходно используют истории. Подумайте о жизненных ситуациях, которые сильно на вас повлияли, и начинайте свой рассказ!
Пол Уайт, психолог, оратор