Быть выше толпы

Быть выше толпы

Автор Богачан Селен. «Быть выше толпы».

Почему, когда на противоположных сторонах улицы находятся два похожих ресторана, один заполненный посетителями, а второй – пуст, большинство клиентов предпочтут тот ресторан, где больше людей?

Зачастую люди считают, что это стадное чувство – бездумная тенденция следовать за толпой. Но согласно исследованию профессора Колумбийской бизнес-школы Богачана Селена стадное чувство не такое уж бессмысленное, как кажется. По исследованию профессора индивид, прежде чем следовать стадному чувству, сравнивает свою собственную информацию, как, например, жизненный опыт, впечатления, с информацией других – с рекомендациями, советами.

Клиент, который мало знает об этих двух ресторанах, может поначалу выбрать пустой ресторан А. Но после того, как он заметил ресторан Б, клиент может сделать вывод, что сидящие там посетители были более информированы, а поэтому выбрали лучший ресторан из двух.

В отличие от стадного чувства, «каскадное» поведение предполагает, что индивид полностью пренебрегает своей информацией и следует за толпой. В данном случае клиенты, выбирая между двумя ресторанами, пошли бы в заполненный ресторан, даже если их собственные предпочтения были на стороне пустого ресторана. Таким образом, действия других доминируют и подавляют личную информацию.

Невозможно проследить ход человеческих мыслей, поэтому сложно анализировать роль информации в принятии решений. Профессор Селен провел эксперимент, который помог выявить отличия между стадным чувством и «каскадным» поведением, а также определить ход мысли людей.

В несколько раундов люди должны были принять мнимое решение по инвестированию, у них была возможность отслеживать решения других. А исследователи наблюдали, были ли основаны решения людей только на собственной информации или же на информации остальных, а также будут ли люди менять свои решения после определенных действий других людей.

Более чем в 1/3 циклов люди проявляли стадное чувство – то есть индивиды принимали инвестиционное решение, предполагая, что информация, которую они собрали у других людей, более достоверна, чем их собственная. Другую треть времени испытуемые показывали «каскадное» поведение. Очень важно понимать явление «каскадов», поскольку оно может иметь серьезные последствия. Примером может служить бум интренет-компаний в 90-е годы. Количество Интернет-венчуров постоянно увеличивалось, и, несмотря на то, что присутствовали все признаки последующего банкротства, инвесторы и предприниматели игнорировали все предупреждения и двигались дальше, пока не случился кризис отрасли. Подобно этому произошел и кризис 2008 года.

Когда люди начинают игнорировать собственную информацию, никакой информации не поступает на финансовые рынки, создается «эффект пузыря». Всегда есть возможность получать информацию из разных источников, а это создает здоровый диверсифицированный рынок.