Если технологические перемены составляют большой процент в вашей отрасли, велика ли вероятность того, что вы будете привлекать внешние ресурсы?
Если бы у вас была типография 60 лет назад, вы наверняка бы наняли специалиста для ремонта оборудования. Сегодня вы скорее воспользуетесь внешними услугами. Основная причина подобных перемен заключается не в том, что оборудование стало намного сложнее, а в том, что вы его чаще меняете. Если вам приходится каждые два года переобучать специалиста по оборудованию, то лучше воспользоваться внешними ресурсами – услугами специализированного агентства.
Увеличение роли аутсорсинга (включая услуги агентств и консультантов) в последние 30 лет переопределили возможности фирм во многих отраслях. Поскольку аутсорсинг передвинулся в цепи наращения стоимости с секретарских услуг до высоко квалифицированных услуг (особенно в области информационных технологий), фирмам приходится выбирать между тем, чтобы нанимать работника либо совершать аутсорсинг в различных сферах деятельности.
До какой степени технологии повысят спрос на аутсорсинг? Профессора Колумбийской бизнес-школы Нахум Зихерман и Энн Бартел решили ответить на этот вопрос, изучая данные промышленных компаний. В частности, они хотели выяснить, смещают ли технологические изменения баланс в сторону аутсорсинга в отдельных секторах.
Исследователи постарались изучить различные каналы, через которые технологические изменения могли бы подталкивать фирмы к аутсорсингу. Некоторая информация оказалась тавтологической: если технологию легче привлечь извне, то тогда компания использует больше аутсорсинга. Но теоретически нет никаких оснований утверждать, что легче привлечь внешние ресурсы, если технологии более сложные и комплексные. Если для уборки помещения вы используете вместо обычного веника электрический, который позволяет ускорить процесс, это не повод для того, чтобы вы привлекали внешние ресурсы.
Исследование показало, что технологии снижают относительную стоимость аутсорсинга, и что фирмы с более развитой технологической инфраструктурой больше привлекают внешние ресурсы. Подобные компании используют не только компьютерные, но и другие услуги (юридические и бухгалтерские услуги), которые основаны на технологии.
Проведя несколько интервью, исследователи выяснили, что в некоторых фирмах существует гипотеза о том, что технологические изменения (но не сами технологии) толкают компании к аутсорсингу. Например, одна из компаний, занимающихся программным обеспечением, использовала консультантов для программирования базы данных, а также других специалистов для компьютерного программирования. Компания часто меняла программы базы данных, и было дешевле постоянно менять консультантов, чем обучать сотрудников новым программам.
Профессор Зихерман утверждает, что влияние технологических изменений на аутсорсинг не ограничивается сферой информационных технологий. Например, брат и отец профессора – плотники. Отец менял оборудование каждые 20 лет, а брат теперь меняет каждые 5 лет. Это свидетельствует о том, что технологическое развитие непосредственно влияет на аутсорсинг в любых областях деятельности.