Источник: Bloomberg.com, русский текст – при поддержке Executive MBA
Медведь долгое время был символом мощи России как внутри самой страны, так и за рубежом. В последнее время российский медведь, больше похожий на добродушного дядюшку, завоевывает сердца от Балтимора до Берлина: дружелюбный и терпеливый приятель озорной девчушки из мультика «Маша и медведь». Многосерийный мультик, заслуживший признание во всем мире, занимает лидирующие позиции в YouTube, и в августе началось сотрудничество с Netflix. Режиссеры планируют лицензирование любого вида продукции – от йогуртов и бургеров до плюшевых игрушек.
Московская студия «Анимаккорд» выпустила 52 6-минутных эпизода, в которых гиперактивная Маша «достает» терпеливого друга, предпочитающего рыбачить или играть в шашки. В одной из серий она будит его из зимней спячки и просит научить ее кататься на коньках, в другой серии – мишке приходится беспрестанно стирать и гладить ее платья, так как она постоянно их чем-то пачкает. «Наши 6-минутные серии очень хорошо подходят под формат YouTube», - говорит Дмитрий Ловейко, совладелец «Анимаккорд», этот формат уже обеспечил более 5,5 миллиардов просмотров. По его словам, ни одно из продвижений не могло бы им обеспечить такие результаты. «В интернете все по-честному», - заявляет он.
Ловейко вместе с Сергеем Кузьминым, с которым они учились вместе в Новосибирском государственном университете в 1990-е годы, в 2008 году организовал студию «Анимаккорд». Они объединились с художником-мультипликатором Олегом Кузовковым, у которого была креативная идея адаптировать традиционную русскую сказку про Машу и медведя на уровень мирового телевидения и под формат мобильных телефонов. Они хотели сделать на телевизионном уровне то, что Pixar Animation Studios и DreamWorks Animation делают для большого экрана. Компания использует программное обеспечение Pixar и Autodesk, но также разрабатывает собственные программы для передачи таких изображений, как вода, шкура медведя и снег. По словам руководителей компании одна минута в серии обходится в $50 000, дорогостоящее мероприятие для телевидения, и на первые 52 серии ушло семь лет. В работе находятся еще 26 серий, которые должны выйти в течение следующих трех лет.
За два года студия «Анимаккорд» выросла с 60 сотрудников до более 100 человек, включая 70 художников-мультипликаторов. Они выпустили два полнометражных мультфильма на основе серий, рассчитанных на детей от 3 до 9 лет (разработка стратегии). Ловейко говорит, что у них нет средств на новые полнометражные мультфильмы или на серии с новыми героями, однако он, в принципе, не исключает такой возможности.
В феврале мультик выиграл приз лучшего анимационного фильма на ежегодной конференции в Майами в области детского развлечения. В октябре он занял 5-е место по просмотрам в YouTube с ежемесячным количеством просмотров – 383 миллиона. Самый популярный эпизод «Маша+Каша» заработал почти 1 миллиард просмотров, серьезно опередив аналоги от Walt Disney и Nickelodeon. «Маша» была переведена на 25 языков, и ее показывают более чем в 100 странах. Англоязычная версия, запущенная в сентябре 2014 года на YouTube, принесла мультику более 240 миллионов просмотров. Netflix показывает «Машу» в Северной Америке и планирует расширить вещание и в других странах.
«Анимаккорд» не разглашает информацию о своем доходе, однако, по оценкам исследовательского центра «Social Blade» сериал зарабатывает не менее $1,5 миллионов в месяц от рекламы на YouTube. Реальные деньги все же идут от лицензирования, по словам «Анимаккорд» это приносит ей 2/3 прибыли. Ловейко рассчитывает, что в следующем году розничные продажи лицензированной продукции по всему миру вырастут примерно на 25% и достигнут $300 миллионов, что принесет его компании $15 миллионов. В прошлом году итальянский кондитерский концерн «Ferrero» продал 37 миллионов шоколадок с Машей и медведем с логотипом на русском, Danone продал 33 миллиона лицензированного йогурта в Украине. С января Burger King предлагает детское меню с игрушками из мультика, а немецкий производитель Simba Dickie предлагает плюшевые игрушки героев. По заявлениям исполнительного директора Simba Dickie, Маша имеет серьезный потенциал, и она будет не краткосрочной вспышкой, а длительной историей.
Результат: в следующем году продажи лицензированной продукции по мультику «Маша и медведь» могут достичь $300 миллионов, судя по росту популярности российского мультика.