Google такой один

Google такой один

Источник: «Эль Паис», русский текст – при поддержки программ Executive MBA.

Среди компаний, пытающихся монетизировать свою деятельность, Facebook идет за Google.

У социальных сетей, подобно Facebook или Twitter, есть свои преимущества или недостатки, но все они являются частью неразделимого союза под названием «Google и реклама». Компания, которой принадлежит поисковик, - это пример, на который равняются все остальные. Она существует исключительно за счет прибыли от рекламы. И эти почти 30 миллиардов годовых компания успешно использует для того, чтобы удовлетворять потребности 1 миллиарда пользователей с помощью своих полезных, эффективных и бесплатных услуг – будь то поисковик, навигация или оперативна система для сотового телефона.

Немногим передовым фирмам удавалось добиться такой же рентабельности, как у Google, - 29%. И так социальные сети смотрят на себя со стороны и стремятся повторить его формулу успеха: привлечь миллионы пользователей, которые бы довольствовались бесплатным членством. Но хватит ли рекламы, чтобы профинансировать всех?

Для Джошуа Новика, учредителя компании Antevenio, все очевидно: «Регулярно появляются компании, чья модель ориентирована на рекламу, но рекламные инвестиции сильно ограничены. В настоящий момент они действительно увеличиваются, но даже этих инвестиций не хватит на все новые проекты». Реклама в интернете год за годом постепенно вытесняет традиционную рекламу. По данным JP Morgan к ней перешло $60 279 миллионов в 2010 году, в дальнейшем ее ежегодный рост составит 17% и к 2014 году ее доход превысит 100 миллиардов. Но Facebook или Twitter не сможет за счет нее в десять раз увеличить доходы и довести свою стоимость на бирже до миллиардов долларов.
Недостаточно иметь миллионы пользователей, друзей или последователей.

Необходимы инвесторы, которые бы их монетизировали. И здесь разница поразительная. Недавний анализ, проведенный Spiegel Online, показал, что Google получает от одного пользователя примерно 19 долларов, по сравнению с 3 долларами у Facebook и менее чем 1 долларом у Twitter. Тем, кто запускает первоклассный сервис, ориентируясь на небольшое количество пользователей, предпочитающих качество, не удастся приблизиться к формуле. Среди сетей для профессионалов Xing едва ли принадлежит 8% пользователей, а Zynga – 3%. Сайт музыки онлайн Spotify уже добился миллиона подписчиков – 10% от общего числа, а Linkedin, сконцентрированный больше на профессионалах своего дела, собирает 25% прибыли от клиентов, пользующихся платными услугами.

Эти компании понимают, что реклама онлайн, которую как в Google, можно посмотреть, кликнув один раз мышью, не изменит ситуации, поэтому они ищут альтернативные варианты. В первую очередь, они совершенствуют стратегию преподнесения рекламы: текстовые сообщения предназначаются для группы друзей, которые предпочитают один и тот же бренд и могут посоветовать его другим пользователям со схожим вкусом. Иногда компании прибегают к интерактивной рекламе, благодаря которой пользователи могут принимать активное участие в каких-то кампаниях или создавать совместные инструменты, которые бы способствовали притоку реальных денег – например, кредиты на Facebook, которые позволяют пользователям осуществлять покупки, подписываться на что-либо или дарить подарки своим друзьям.

Не всегда подобные инициативы бывают успешными. Twitter все пытается найти формулу, которая бы повысила его доходы, но пока безрезультатно. Twitter хотел сымитировать Google с помощью рекламных объявлений, которые бы отвечали интересам пользователей, судя по их данным, но был вынужден отказаться от этого мероприятия, так как встала проблема вмешательства в личную жизнь. На данный момент он пробует продвигать рекламу, относящуюся к актуальности или модным тенденциям.

«Модель бизнеса Facebookбудет ориентироваться на кредиты (социальные игры), на местную торговлю и на электронную торговлю. У Facebook большие финансовые перспективы. В 2010-2020 он будет доминировать, как в свое время Google - с 2000 по 2010 и Microsoft –с 1990 по 2000. Наверняка Facebook и Twitter смогут построить бизнес с предприятиями и брендами», - убежден Карлос Бланко, основатель группы ITnet и инвестор в предпринимательские проекты.

Одна из проблем, помимо гарантий успеха, с которыми могут столкнуться компании, заключается в том, что их формулу можно будет с легкостью скопировать. Facebook вытеснил MySpace, усовершенствовав его формулу. Google боится, что Facebook сможет провернуть и с ним ту же аферу с помощью контекстуальной рекламы.