Художники vs бизнесмены

Художники vs бизнесмены

Источник: «The Economist», информационный партнер программ Executive MBA.

Давние враги – художники и бизнесмены пошли на примирение.

Художники постоянно высмеивают бизнесменов, считая их, в лучшем случае, занудами, повернутыми на деньгах. Если в голливудском фильме речь идет о бизнесе, то обязательно будет изображена шайка каких-то мошенников. Вспомните фильм «Уолл-стрит» (где осуждаются финансовые операции), «Преданный садовник» (про компании-наркодилеров), «Двойная порция» (про фаст фуд), «Социальная сеть» (про Facebook ), «Игрок» (про сам Голливуд). Люди искусства, критикующие бизнес, иногда своими высказываниями попадают прямо в точку, как, например, Люси Преббл со своей пьесой «Enron». Однако им это удается не так часто – свидетельством тому служит чересчур затянутое произведение «Капитализм: история любви».

Многие бизнесмены, в свою очередь, считают художников кучкой претенциозных дармоедов. Руководители могут обвешивать кабинеты для совещания различной мазней, организовывать корпоративные встречи в опере. Они могут даже выписать  своим женам чек на неопределенную сумму, чтобы те оказали поддержку своим давним талантливым друзьям. Однако мало кто из бизнесменов серьезно воспринимает искусство как источник вдохновения.

Однако в последнее время наблюдаются положительные признаки оттепели со стороны бизнеса. В деловой литературе все чаще появляются книги, связанные с искусством: например, «Изобразительное искусство успеха» Джэми Андерсона, Йорга Рекгенриха и Мартина Каппа. Некоторые бизнес-школы, как, например, Школа управления Rotman при Университете Торонто пытаются перенимать опыт из искусства. Новые консалтинговые агентства обучают деловых людей получать выгоду от искусства.

Г-н Андерсон и его коллеги по книге указывают на то, что многие художники также были и превосходными предпринимателями. Тинторетто перевернул понимание венецианского искусства, которое было полностью подконтрольно Тициану. Ему это удалось благодаря тому, что он определил новую категорию клиентов (это были люди менее влиятельные, чем те, кто поддерживал Тициана) и изменил подход к искусству (он работал гораздо быстрее других художников, рисовал фрески и декорировал мебель, а также занимался портретной живописью). Дэмьен Херст оказался еще более смелым. Он понял, что новые состоятельные акционеры готовы заплатить невероятные суммы за мертвых коров и инкрустированные черепа, но самое его главное привнесение в мир искусства заключается в том, что он продает свои работы непосредственно через аукционный дом Sotheby’s. Неизвестно, что думают о его работах бизнесмены, но они точно не могут не восхищаться человеком, который получает прибыль в $126,5 миллионов в то время, как рушится Lehman Brothers.

Изучая искусство руководители могут научиться общаться красноречиво. Много времени руководители тратят на выступления перед аудиторией и на преподнесение информации, хотя лишь у некоторых есть талант. Зачастую речь перегружена клише и штампами. Но ведь получасовое прочтение работы Джорджа Оруэлла «Почему я пишу» серьезно изменит ситуацию. Большинство самых успешных компаний в мире непрестанно рассказывают историю своего триумфа. Marlboro и Jack Daniels превратились в притчу во языцех. И бизнес-школы посвящают больше времени тому, чтобы научить людей, как производить и позиционировать свою продукцию, а не тому, как наделить продукцию смыслом.

Изучение искусства также поможет руководителям понять, как обращаться с талантливыми людьми. Роб Гоффи и Гарет Джонс из Лондонской бизнес-школы утверждают, что сегодня в самых передовых компаниях мира работают в основном пресловутые «умники», которыми невероятно сложно управлять. Они ненавидят, когда менеджеры, которых они считают намного глупее себя, говорят им что делать. Они отказываются предоставлять отчет о проделанной работе. Другими словами, они чувствуют себя звездами. В мире искусства имеется многовековой опыт обращения с такими сложными людьми. Издатели вымаливают книги у медлительных авторов. Режиссеры умоляют актрис целоваться с актерами, которых они ненавидят. К их советам действительно стоит прислушаться.

Изучение искусства, может быть, даже поможет бизнесу в самом главном стремлении – стать более инновационным. Компании по всему миру ищут новые идеи (например, Procter and Gamble прибегает к «краудсорсингу», чтобы получить мнение широкой публики). Они также прилагают усилия для того, чтобы работники не избегали риска (если это, конечно, не банки). В своем стремлении к креативности бизнесу определенно есть чему поучиться у творческой отрасли. Достаточно обратить внимание на то, как современные художники приспособились к появлению фотографии – технологии, которая могла сделать их неактуальными.

Не только бизнесменам стоит всерьез воспринимать искусство, художники также должны уважительно относиться к бизнесу. Торговля – это центральная составляющая человеческой жизни. Иными словами это то, чем каждый день занимаются миллиарды людей.