Источник: портал блогов BNET, информационный партнер Школ делового администрирования.
M&A проходят только у самовлюбленных генеральных директоров.
Инвесторы и сотрудники часто жалуются, что причиной некоторых слияний и приобретений становится эгоизм, а не какие-то преимущества для бизнеса. И теперь исследования двух французских бизнес-школ доказывают, что в этом предположении есть доля правды.
Группа из трех исследователей проанализировала слияния между американскими листинговыми компаниями и выяснила, что слияния и приобретения в большей степени инициируются и в большей степени осуществляются поспешно именно нарциссическими генеральными директорами.
Нихат Аткас из бизнес-школы EMLYON, Эрик де Бод и Хелен Болэр из французского университета Universite Lille Nord вместе с аналитиками и журналистами исследовали 1700 стенограмм интервью с генеральными директорами до и во время 146 приобретений, чтобы определить, насколько самовлюбленным был каждый директор. Они подсчитали, сколько раз каждый руководитель употребил местоимения «я», «мне», «мой», и сравнили с количеством местоимений в речи «мы», «нам», «наш». В общей сложности специалисты изучили 146 слияний и приобретений с 2002 по 2006 год. Средний размер приобретаемых фирм был $2,9 миллиардов.
Были выявлены следующие признаки нарциссизма:
- директора, инициировавшие сделку, оказались гораздо более самовлюбленными, чем руководители приобретаемой компании;
- самовлюбленные директора больше склонны к слияниям и приобретениям;
- по сравнению с менее эгоцентричными директорами, нарциссы пытаются побыстрее завершить переговоры, прежде чем о сделке узнает общественность. Кроме того, специалисты обнаружили связь между быстрыми переговорами и низким качеством корпоративного управления, а это говорит о том, что компании с плохим управлениям не могут обуздать эгоистичных директоров.
- большинство самовлюбленных директоров завершают транзакции;
- в отличие от других, эгоистичным директорам не удается добиться выгодной цены для сделки.
Что касается директоров приобретаемой компании:
- если директор приобретаемой компании оказывался эгоцентричным, ему удавалось добиться большего предложения за свою компанию;
- если же директор приобретаемой компании оказывался чрезмерно самовлюбленным, то у компании-покупателя было меньше шансов получить хорошую выгоду от сделки.
Специалисты полагают, что само определение нарциссизма объясняет большую часть результатов их исследования:
- нарциссы должны «постоянно предпринимать действия, которые бы подкрепляли их имидж и успокаивали эго», и одно из таких действий для генерального директора – приобретение еще одной компании;
- нарциссы, как говорится в исследовании, «манипулятивны и не испытывают сочувствия». Может быть, это и не самые восхитительные качества человека, но они могут очень пригодиться во время переговоров о слиянии.
Исследователи не ставили оценки директорам за нарциссизм. Но кто бы, по вашему, победил?