Почему умные люди совершают глупости?

Почему умные люди совершают глупости?

Источник: «Гарвард бизнес-ревью», партнер американских бизнес-школ.
Автор: Билл Тейлор.

Предыдущий опыт может спасти инновации, которые неправильно проводятся в жизнь.

Опять все заново, и я гарантирую, что на этот раз все кончится как никогда плачевно.

Нет, речь идет не о новом сезоне «Американ Айдол», я имею ввиду тот факт, что ведущие лидеры финансового мира, спустя всего два года после самого катастрофического кризиса со времен Великой депрессии, снова двинулись в сторону большого риска, не задавая практически никаких вопросов.
Их поведение наталкивает на принципиально важный вопрос: почему так много умных людей все еще совершают глупости?

Во-первых, рассмотрим чрезмерное внимание к нехарактерной для финансовой арены отрасли – рынок микрокредитов для самых бедных людей в мире. Долгие годы те из нас, кто изучал инновации в бизнесе, поражались результатами и влиянием Муххамада Юнуса, банка Grameen Bank и идеей о том, что эффективный метод борьбы с бедностью состоит в том, чтобы предоставлять небольшие кредиты деревенским жителям (в основном женщинам), у которых есть огромный запас энергии, но нет денег.

Однако в последние годы последователи концепции микрокредитов, пришедшие с Уолл Стрит и других финансовых центров, развили идею Юнуса до неузнаваемости: теперь стало модно расценивать микрокредит как оскорбление бедных и призывать заемщиков не платить по своим кредитам. В разгромной статье в «Нью-Йорк Таймс» был сделан вывод: «При правильном подходе подобные кредиты подают надежду для заемщиков на повышение своего благосостояния. Но также стало очевидно, что быстрый рост микрокредитов свел на нет их эффективность».

Тем временем, в другой сфере финансисты также играют с огнем. Роджер МакНами, известный венчурный капиталист из Кремниевой долины, опасается, что вычурные инвестиции Goldman Sachs в молодую компанию Facebook, которая оценивается на целых $50 миллиардов, вскоре подорвут частные вложения в даровитые фирмы – сделки, которые проходят как публичное размещение, но имеют другую степень открытости. «Если полагаться на предыдущие примеры, то, в конце концов, обе стороны заиграются, и это лишь приведет к проблемам», - объяснил он. – «Я надеюсь, что пострадают только спекулянты».

Я тоже на это надеюсь, но сильно сомневаюсь. Последние 25 лет история финансов представляет собой историю превращения инновации в сумасшествие, и, поскольку мы как общество, как компании, как отдельные руководители не учимся на собственных ошибках, мы так и будем их совершать. Будь то кредиты на кондо в Майами, кредиты оленеводам в Монголии или частные ставки в перспективных интернет-компаниях, мы все это уже проходили: хорошие идеи, которые проводятся абсолютно неверно, гениальные меры по продвижению, которые приводят к обвалу рынка.

Когда-то Уоррену Баффету задали вопрос, который годами мучал ученых, специалистов, адвокатов: «Правда ли, что мудрые люди все знают лучше других?». Баффет ответил, что, по идее они должны были бы, но существует «естественная прогрессия» относительно того, как новые хорошие идеи неправильно развиваются. Он назвал эту прогрессию «Тройка». Первыми идут новаторы, которые видят возможности, которых не видят другие, и они продвигают эти идеи, чтобы раскрыть их подлинное значение. За ними следуют имитаторы, которые копируют то, что произвели на свет новаторы. Иногда они совершенствуют новую идею, но часто лишь стирают ее новизну. И, наконец, последними идут идиоты, чья жадность преобладает над всеми инновациями, которые они пытаются развить.

Другими словами, проблема не в самой инновации, все дело в имитации и идиотизме, которые следуют за ней. «Люди не станут умнее в вопросах алчности», - предупредил Уоррен Баффет. Он прав, но нет оснований, почему мы не могли бы научиться на ошибках, вызванных идиотизмом прошлых двух лет. Это основная задача для новаторов по всему миру.