Источник: «Нью-Йорк Таймс», русский текст – при сотрудничестве с программой Executive MBA.
Южная Корея – пример тех стран, что боятся неустойчивого движения капитала.
По заявлениям финансовых властей Южная Корея собирается обложить налогом недепозитный долг в иностранной валюте внутригосударственных и иностранных банков с тем, чтобы защитить себя от скачков капитала, которые могут представлять угрозу экономике страны.
Подобные заявления появляются в связи с тем, что развивающиеся страны пытаются контролировать движение пресловутых «горячих денег» из-за границы, которые поднимают стоимость их валюты и дестабилизируют их рынки. Иностранные инвесторы стремятся получить более высокую прибыль в развивающихся странах за счет ультра-низких процентных ставок, а в развитых странах, типа США и Япониий, - за счет стимулирующей денежно-кредитной политики.
Южная Корея уже объявила об ограничениях на инвестиции внутригосударственных и иностранных банков в торговлю валютными деривативами и движется к тому, чтобы вернуть налог на иностранные инвестиции в правительственные облигации в качестве защиты от потенциальной финансовой нестабильности.
«Усиление притока капитала может привести к инфляции и неоправданному росту цен на активы, а внезапное изменение движения капитала может означать системный риск», - говорится в документе, подготовленном Министерством стратегии и финансов.
Согласно документу, еще только предстоит определить размер налога, хотя уже известно, что он будет распространяться на «недепозитные задолженности в иностранной валюте» внутригосударственных банков и южно-корейских подразделений иностранных банков. Налог на краткосрочный долг, который представляет больший риск, будет выше.
Однако власти утверждают, что налог будет введен по принципу «излишне не обременять финансовые институты в процессе покупки иностранной валюты».
Соответствующий законопроект будет передан в законодательный орган Южной Кореи Национальную Ассамблею в феврале, и вступит в силу уже во второй половине 2011 года.
План разрабатывался министерством совместно с другими финансовыми учреждениями, в том числе с центральным банком и регуляторами. У Южной Кореи пятнадцатая в мире по величине экономика, страна входит в Группу 20 развитых и развивающихся стран, которая после всемирного финансового кризиса 2008 года переняла у Группы семи лидерство в мировой экономике.
Особым беспокойством для развивающихся стран стало намерение Федерального резерва приобрести $600 американских правительственных облигаций, чтобы попытаться стимулировать рост экономики и занятости в Соединенных Штатах, поскольку существуют опасения, что рост мировой ликвидности затронет и их рынки.
Южная Корея поясняет, что банковский налог соответствует политике стран G20, которые на саммите в Сеуле в прошлом месяце пришли к выводу, что развивающиеся экономики при определенных условиях могут применять «четко спланированные макропруденциальные меры» в борьбе с «чрезмерной нестабильностью движения капитала». Южная Корея также ссылалась на инициативы Великобритании, Германии и Франции внедрить финансовые налоги.
Южнокорейские власти особо опасаются рисков, связанных с финансовой нестабильностью. Страна сильно пострадала во время азиатского экономического кризиса в 1997-98 годах и была вынуждена обратиться за унизительной, по общегосударственному мнению, внешней поддержкой. В 2008 году страна пострадала гораздо меньше.
Не так давно меры по контролю над движением капитала предприняли и другие страны. Например, в октябре Таиланд установил налог на иностранные инвестиции в облигации.
Южная Корея рассказала, что налог будет первоначально распространяться только на банки, но, если потребуется, его можно внедрить и во все финансовые учреждения. Взносы будут взиматься в иностранной валюте, чтобы стабилизировать финансовые рынки путем обеспечения ликвидности для слабых в период экономического кризиса финансовых институтов.