Google вооружил врагов

Google вооружил врагов

Источник: «Гарвард бизнес-ревью»,  партнер американских школ бизнеса.

Google создал свободный доступ к системе Android и лишил себя прибыли.

Совсем недавно Google устроил торжество, когда Gartner сообил, что телефоны с системой Android превзошли iPhone компании Apple в соотношении 2:1. Это впечатляющее достижение, если учитывать, что Google не так давно находится на этом рынке. Но Google может сожалеть о выбранной им стратегии, которая позволила победить Apple. Для победы Google пришлось создать и обучить наемную армию производителей компьютерных частей, которые готовы отдать свой труд за самое выгодное предложение – будь то Google, Baidu или Bing.

Нет сомнений, что Google понимает всю значимость мобильной сети. В будущем большую часть доходов Google будет составлять прибыль от рекламы на мобильных девайсах. Наверное, это одна из основных причин, почему Google решил конкурировать со своим бывшим союзником Apple.

Чтобы стать серьезным конкурентом таким явлениям, как iOS и iPhone, Google пришлось принять серьезное решение в отношении бизнес-модели системы Android. Имитируя некоторые аспекты стратегии Windows компании Microsoft, Google предпочел предоставить свою операционную систему как можно большему числу желающих покупателей. Но в отличие от Microsoft, Google получате деньги от рекламы, а не от программного обеспечения. Google не зависит напрямую от прибыли с Android, он им в первую очередь нужен для того, чтобы продвигать траффик в поисковике.

Google решил предоставлять систему Android любому, кому она потребуется, так и возник бизнес-альянс по разработке открытых стандартов для мобильных устройств. Процесс, который традиционно вызывал больше всего сложностей в производстве телефонов – создание достойной операционной системы, теперь стал не только простым, но и бесплатным.

Так разразилась война между Google и бывшим его партнером Apple. Google не надо было непосредственно принимать участие в схватке – производители из бизнес-альянса все делали за него. Без необходимость самому производить сотовые телефоны (у компании была одна неудачная попытка) Google стоит в стороне и смотрит, как повышается трафик в поисковике, а система Android занимает лидирующие позиции на рынке сотовых телефонов. 

Однако Google может прийти к пониманию того, что третьи лица, на которых он полагается, могут представлять собой еще большую угрозу, чем Apple.

Первые признаки проблемы зародились в Китае. Ранее в этом году, когда, казалось, что Google полностью завершит свою деятельность в Китае, некоторые производители из бизнес-альянса поняли, что могут остаться в Китае и продавать те же смартфоны, только изменив стандартный набор функций, который предоставляет Google. Они начали искать замену услугам Google, и с системой Android это стало возможно. Совсем недавно интернет-поисковик Baidu, которому удалось победить в соперничестве с Goggle на китайском рынке, выбрал еще более дерзкий подход. По некоторым сообщениям на переговорах с производителями смартфонов он потребовал удалить всякие ссылки на Google и заменить их на Baidu.

Это плохие новости. Но Google должен был предусмотреть, что проблемы начнутся и в пределах США. Недавно Microsoft на переговорах с Verizon предположил, что у некоторых телефонов с системой Android, которые поступают клиентам Verizon, должен быть установлен поисковик компании Microsoft Bing.

И все-таки это операционная система Google. В обоих примерах это «победа» в войне с Apple, Microsoft, Nokia и RIM. Но Google ни копейки не получит со своего телефона, даже снабдив его системой Android. Вся прибыль от поисковика пойдет к Microsoft. 

Каков итог? И производители сотовых и сети стремятся найти новый источник доходов. Они делят между собой контроль над тем, что есть на телефоне до того, как он попадает в руки клиенту: какие приложения, какой поисковик. Именно здесь Google и необходимо набрать влияния по мере того, как усиливаются позиции мобильного интернета.